МС-21 — дайджест за январь-2023

Фото: © пресс-служба ОАК

Генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в интервью РИА Новости 27 января заявил, что МС-21 вышел на финишную прямую.

«Программа МС-21 сегодня фактически уже на финишной прямой. Мы решили проблему с двигателем, с "чёрным крылом". От Росавиации получено одобрение главных изменений в типовую конструкцию, связанных с установкой ПД-14 и крыла из отечественных композитов», – сказал С. Чемезов.

Но говорить в начале 2023 года о финишной прямой всё же несколько преждевременно, во-первых, потому что финиш запланирован на конец 2024 года, а во-вторых, в силу огромного объёма работ и испытаний, которые ещё необходимо выполнить. Глава Ростеха также сказал об этом: «В 2023 году планируем начать испытания других систем в составе самолёта, чтобы к концу 2024 года сертифицировать полностью российский борт и начать серийное производство. Часть из этих систем уже проходит стендовые испытания».

Итак, что необходимо сделать, чтобы через два года МС-21 приступил к коммерческим перевозкам?

В 2023 году самолёт 73361 пройдёт модификацию в версию МС-21-310рус – это облик с полностью отечественными комплектующими: двигателем ПД-14, российской авионикой, российскими самолётными системами и агрегатами. К концу года планируется начать на нём лётные сертификационные испытания для получения главного изменения к сертификату типа.

На опытном самолёте 73055 частично будут смонтированы отечественные комплектующие. Сейчас пермские инженеры меняют на нём двигатели. Первый полёт этот самолёт выполнил 15 декабря 2020 года, двигатели ПД-14, отработавшие два года, перевезут в Пермь, где специалисты «ОДК-ПМ» проведут их исследования, а в Жуковский уже доставлены новые – для установки на этот самолёт.

К концу 2023 года в программе лётных испытаний отечественного оборудования будут задействованы воздушные суда 73051, 73055 и 73361. Борт 73051 также будет использоваться в рамках испытаний на молниезащиту, а на самолёте 73056 пройдут испытания на аварийное покидание воздушного судна и наземные испытания нового отечественного оборудования.

На самолёте 73053 будут проходить испытания БРЭО и проверка алгоритмов системы автоматического управления для обеспечения понижения метеоминимума.

Борт 73054 будет использоваться как транспортный и для обучения. Машина полностью соответствует сертификату типа, и менять на этом самолёте уже ничего нельзя, иначе обучать на нём гражданского пилота юридически станет невозможно. Ожидать большого количества полётов этого самолёта не стоит, т.к. его ресурс потребуется для подготовки пилотов-инструкторов и гражданских лётчиков. 4 января самолёт выполнил рейс в Ульяновск, где с рабочим визитом завод «Авиастар» посетил вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров и делегация авиаотрасли, включая гендиректора ОАК Юрия Слюсаря.

Сейчас в ЛИиДК ОКБ им. Яковлева в Жуковском продолжаются наземные и лётные испытания. В январе в воздух поднимались борты 73051, 73053 и 73054.

Так, например, 10 января опытный самолёт 73051 выполнил полёт продолжительностью 3 часа 50 минут, в ходе которого определялись фактические тяги двигателей ПД-14 на фиксированных режимах работы. Это потребовалось, чтобы уточнить планируемые режимы полётов 26 и 27 января. В эти дни самолёт летал в Омскую область и обратно для определения оптимальных параметров полёта по воздушным трассам при взлёте с максимально допустимой массой.

Балласт, эквивалентный коммерческой загрузке, в фюзеляже борта 73051 при полётах в Омскую область 26 и 27 января 2023 года.

* * *

Минимальная стоимость самолётов SSJ-New для группы «Аэрофлот» составит 2,256 млрд руб., первых МС-21 и Ту-214 – 3,144 млрд руб. Это следует из инвестиционного проекта льготного лизинга российских воздушных судов, который 11 января утвердил премьер Михаил Мишустин.

В рамках проекта планируется строительство в 2022-2025 годах 63 воздушных судов, в том числе 18 – МС-21, 34 – SSJ-New и 11 – Ту-214. Приёмка и поставка первых шести самолётов МС-21-310рус группе «Аэрофлот» будет производиться в декабре 2024 - январе 2025 года.

* * *

На Иркутском авиационном заводе проводятся работы в рамках программы увеличения серийного производства пассажирских самолётов МС-21 – до 2027 года необходимо выйти на темп выпуска до 72 машин в год. Для реализации поставленных задач в течение пяти лет предприятие предполагает привлечь порядка 4,5 тысяч специалистов, а также расширить механическое, агрегатно-сборочное и другие производства.

* * *

В Научно-исследовательском институте физических измерений холдинга «Российские космические системы» разработаны датчики и преобразующая аппаратура для самолёта МС-21. Датчики НИИФИ заменят импортные приборы в системе контроля температурных режимов шасси самолёта и системе кондиционирования воздуха.

* * *

В Институте авиационного приборостроения «Навигатор» завершены наземные и лётные испытания системы предупреждения столкновения в воздухе (СПСВ, Traffic Collision Avoidance System, TCAS), предназначенной для установки на российские гражданские воздушные суда. В настоящее время идут работы по квалификации СПСВ с оформлением Свидетельства о годности комплектующего изделия.

Как рассказали сайту «Авиация России» в ОКБ им. Яковлева, пока отечественная TCAS на опытные самолёты МС-21 не устанавливалась. В то же время её может получить борт 73361, который проходит модификацию в полностью русифицированную версию на Иркутском авиазаводе.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (19 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...