6 ноября после завершения постройки первого опытного самолёта МС-21-310 с двигателями ПД-14, лайнер был переведён из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение Иркутского авиазавода (ИАЗ, филиал корпорации "Иркут"). В рамках подготовки к первому полёту выполняются проверки систем самолёта, отрабатывается наземный запуск силовой установки, самолёт и двигатели проверяются при движении по аэродрому на различных скоростях.
27 ноября на самолёте проверена на герметичность и отработана топливная система. Проведены запуски вспомогательной и маршевой силовых установок. Двигатели ПД-14 протестированы в номинальных режимах. В рамках подготовки к первому полёту на самолёте МС-21-310 (73055) продолжается отработка двигателя и связанных с ним систем самолёта.
По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, первый полёт МС-21-310 может состояться 17 или 18 декабря, максимум - до конца года. "В ближайшие дни на Иркутский авиазавод приедут специалисты из конструкторского бюро им. Яковлева и лётчики-испытатели для подготовки к первому полёту", - сообщил министр 26 ноября в ходе посещения ИАЗ.
"До 2025 года завод может произвести до 36 МС-21, однако с учётом существующих пяти сборочных станций есть возможность нарастить объём до 47 самолётов. У нас планы стоят по производству более 70 машин. Понимаем, за счёт чего и как мы сможем расширять [производство]", - отметил глава Минпромторга.
Российские предприятия продолжают работу по программе импортозамещения агрегатов и самолётных систем для МС-21. Так Уфимское агрегатное производственное объединение холдинга «Технодинамика» изготовило опытный образец аварийного синхронного генератора ГСР-10ТНУ для системы электроснабжения самолётов МС-21. Синхронный генератор осуществляет преобразование механической энергии в электрическую с помощью специального винта, который может совершать до 14000 оборотов в минуту. Аварийный генератор применяется как часть турбоустановки и предназначен для работы в случае возникновения нештатных ситуаций в основной системе. Максимальная мощность генератора достигает 23 кВА.
В ноябре корпорация "Иркут" в рамках сертификации лайнера продолжала лётные испытания МС-21, в которых были задействованы три опытных самолёта: б/н 73051, б/н 73053, б/н 73054. Борт 73056 в ноябре оставался на земле в Лётно-испытательном и доводочном комплексе (ЛИиДК) ОКБ им. А.С. Яковлева в Жуковском. Всего в ноябре самолёты выполнили 17 полётов общей продолжительностью 3 823 минуты или 63 часа 43 минуты.
Полёты опытных самолётов МС-21 в ноябре 2020 года:
Борт 73051 дата/длит. |
Борт 73053 дата/длит. |
Борт 73054 дата/длит. |
Борт 73056 дата/длит. |
Ноябрь 2020 | |||
2 / 3:39 | 2 / 3:16 | ||
3 / 3:39 | 3 / 3:06 | ||
5 / 3:20 | |||
9 / 4:54 | |||
10 / 4:16 | |||
11 / 3:06 | |||
12 / 3:45 | |||
16 / 3:41 | |||
17 / 3:11 | |||
18 / 3:54 | |||
24 / 3:50 | 24 / 3:16 | ||
25 / 4:12 | 25 / 3:39 | ||
26 / 4:54 | |||
2 полёта 438 минут 7 ч. 18 мин. |
12 полётов 2676 минута 44 ч. 36 мин. |
3 полёта 709 минут 11 ч. 48 мин. |
в ноябре не летал |
Примечание: использованы данные онлайн-сервиса отслеживания положения воздушных судов Flightradar24.com
Сертификат типа самолёту МС-21 может быть выдан до конца 2021 года. Ранее завершить сертификацию лайнера планировалось в 2020 году, изменение сроков связано с ограничениями других стран на поставку компонентов и перелёты специалистов. Об этом сообщил Денис Мантуров в интервью ТАСС (опубликовано 27 ноября).
"Мы надеемся это сделать до конца следующего года, исходя из всех тех вызовов, которые мы получили в текущем году. В первую очередь сдвижка вправо связана с тем, что были введены ограничения зарубежными властями в части работы предприятий по поставке компонентов и по ограничениям перелётов специалистов, которые участвовали в испытательных полётах, и в наладке оборудования, которое используется для производства этого самолёта", - рассказал министр.
В настоящее время в программе лётных испытаний МС-21 участвуют четыре самолёта, а перенос сроков её завершения во многом связан с санкциями, наложенными США на российские компании. Так в начале 2019 года «Иркут» остался без сырья бельгийской Solvay, необходимого для изготовления композитного крыла. Зарубежного поставщика оперативно заменили отечественным, но тестирование крупногабаритных панелей пришлось начать заново.
Аналогичная ситуация в любой момент может сложиться и с двигателями, но ещё в начале программы разработки лайнера закладывались два типа двигателей - Pratt&Whitney и отечественные ПД-14.
На данный момент в Объединённой авиастроительной корпорации рассчитывают, что программа испытаний МС-21 завершится в первой половине 2021 года, а уже осенью первые самолёты будут переданы заказчикам, главным образом российским авиакомпаниям и перевозчикам из ближнего зарубежья. На данный момент ОАК имеет портфель твёрдых заказов из 175 лайнеров, но в случае реального выхода лайнера на рынок в 2021 году и положительного опыта первых эксплуатантов, эта цифра может очень быстро вырасти.
Эксперты ОАК считают, что в ближайшие 20 лет российские авиакомпании могут получить до 1000 МС-21. Ёмкость мирового рынка для самолётов такого класса на этот же период оценивается в 30 000 лайнеров. Учитывая максимальную проектную мощность «Иркута» - 72 самолёта в год, российский авиапроизводитель в указанные сроки вполне может, как полностью удовлетворить внутренний спрос, так и занять до 5% мирового рынка среднемагистральных узкофюзеляжных лайнеров.
Фото © Дмитрий Терехов - AviaPressPhoto / https://russianplanes.net/id274026