Департамент государственной политики в сфере гражданской авиации Министерства транспорта направил авиакомпаниям и авиационным предприятиям информацию о новых ценах на российские самолёты с поставками в 2026 году. Тенденция затрагивает все сегменты – от региональных турбовинтовых машин до среднемагистральных лайнеров. Эти данные содержатся в протоколе совещания, прошедшего в Минтрансе с участием представителей авиакомпаний, Ростеха, ОАК и Росавиации, где обсуждались лётно-технические характеристики и вопросы обслуживания МС-21, Ил-114-300, SJ-100 и ЛМС-901 «Байкал». Об этом сообщили «Известия».
Основными причинами удорожания стали текущая экономическая ситуация, повышение ставок Центробанка, а также значительные затраты на импортозамещение, рост стоимости материалов и авионики. В Ростехе подчеркнули, что цена отечественных самолётов будет существенно снижаться с наращиванием серийного производства. Программа по оптимизации себестоимости, рассчитанная на период до 2030 года, предусматривает поэтапное улучшение экономических показателей.
«Сравнивать стоимость первых опытных образцов и серийных машин некорректно – цена при масштабировании производства неизбежно падает. Совместно с профильными ведомствами и авиакомпаниями разрабатывается программа, которая позволит добиться значительного удешевления самолётов и доведения их лётно-технических характеристик до целевых параметров, как это было у зарубежных аналогов», – отметили в госкорпорации. В Ростехе признают, что путь становления отрасли сложен и затратен, но необходим для сохранения статуса авиационной державы.
Прогнозная стоимость МС-21 достигла 7,6 млрд рублей, что на 65% превышает оценку ГТЛК летом 2023 года в 4,3-4,6 млрд рублей без учёта субсидий ФНБ. Сертификационные испытания планируется завершить к осени 2026 года.
Региональный Ил-114-300 подорожал до 2,6 млрд рублей по сравнению с 1,44 млрд рублей в 2023 году. Министр промышленности и торговли Антон Алиханов уточнил, что первые три экземпляра будут стоить по 4 млрд рублей, а последующие – 2,6 млрд рублей благодаря поэтапному снижению цены. Такая стоимость сопоставима с ценами аналогов Bombardier и ATR.
О стоимости самолёта ЛМС-901 и его сертификации рассказал гендиректор УЗГА Леонид Лузгин
Лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901 «Байкал» оценивается в 315-320 млн рублей против 178 млн рублей в 2023 году. При этом, как сообщил вице-премьер и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, после поручения Владимира Путина стоимость самолёта снизилась почти вдвое – с 455 млн рублей до примерно 260 млн рублей. Конкурентами «Байкала» выступают американские Cessna Grand Caravan стоимостью 173-267 млн рублей в зависимости от комплектации. Сертификационные работы планируется завершить к декабрю 2026 года.
Самолёт | Прогнозируемая цена | Рост стоимости |
---|---|---|
МС-21 | 7,6 млрд рублей | +65% |
Ил-114-300 | 2,6 млрд рублей | 45-70% |
ЛМС-901 «Байкал» | 315-320 млн рублей | 45-70% |
Удорожание воздушных судов создаёт дополнительную нагрузку на авиакомпании, для которых стоимость владения самолётами одна из главных статей расходов. ГТЛК прорабатывает модели операционного и финансового лизинга, позволяющие снизить финансовую нагрузку на перевозчиков. Экономически целесообразная ставка аренды достижима только при стопроцентном финансировании из средств ФНБ. Предлагаемые схемы предусматривают разбивку аренды на 10 и 7 лет плюс год на ремаркетинг при предоставлении средств ФНБ на 20 лет с учётом двухлетнего аванса.
Сдерживание цен на новые самолёты: как государство поддержит авиакомпании
Для отечественной авиатехники установлена нулевая ставка НДС, что частично компенсирует рост себестоимости. Финансовая модель инвестиционных проектов должна подтверждать возвратность средств ФНБ и обеспечивать сопоставимость с иностранными аналогами по совокупной стоимости владения с учётом полной стоимости эксплуатации, включая поддержание лётной годности. Санкционные ограничения делают обслуживание зарубежных воздушных судов всё более затратным, что может выровнять экономику в пользу отечественных машин.
Текущий рост цен отражает переходный этап становления российской гражданской авиации. Недоступность продукции Airbus и Boeing для российского рынка определяет стратегическую необходимость развития собственного авиапрома. Масштабирование производства и совершенствование технологий позволят снизить себестоимость до конкурентного уровня. МС-21 и другие отечественные воздушные суда остаются основой обновления парка российских авиакомпаний. Программы государственной поддержки и оптимизация производственных процессов должны обеспечить экономическую эффективность эксплуатации к 2030 году.
Прогнозируемое снижение себестоимости при наращивании серийного выпуска создаёт предпосылки для формирования конкурентоспособного сегмента отечественной гражданской авиации. Успех данной стратегии определит позиции России на мировом рынке авиатранспорта в долгосрочной перспективе.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»