Посадка МС-21

Сохранится ли рост региональных авиаперевозок в Европе в 2017 году

Европейские авиакомпании, летающие на региональных направлениях, считают, что худшая фаза экономического кризиса миновала и впереди ожидается только рост, который обеспечат новые региональные самолёты, предоставляя пассажирам более широкий выбор и низкую стоимость билета, улучшение общей экономической среды и новые возможности "мокрого лизинга".

Кроме того, производители региональных самолётов наблюдают небольшой всплеск активности. Так, например, Embraer в октябре 2016 года подписал контракт с турецкой Borajet Airlines на три самолёта E190-E2 и два E195-E2. Пять самолётов E2, будут взяты в долгосрочную аренду у ирландского арендодателя AerCap, поставки начнутся в 2018 году, и это является лишь первым шагом предполагаемых инвестиций турецкого регионального авиаперевозчика в развитие своего флота.

В планах авиакомпании дальнейшее расширение парка региональных самолётов Embraer следующего поколения, для чего запланированы инвестиции в $1,5 млрд. Borajet, созданная в 2010 году, является единственной региональной авиакомпанией Турции. Она выполняет около 110 рейсов в день на 80 внутренних и международных направлениях. В 2016 году пассажирооборот компании ожидается в объёме более трёх миллионов пассажиров.

Несмотря на увеличение террористической опасности в Европе и решение Великобритании выйти из состава ЕС, Embraer не изменила свой прогноз спроса европейского рынка на новые 70-130-местные самолёты. Президент и главный исполнительный директор Embraer Commercial Aviation Джон Слэттери считает, что Европа находится в нейтральном настроении, а авиакомпании, как правило, заказывают новые самолёты в позитивном настроении. При этом он добавляет, что в последние месяцы в Европе наблюдается большая активность, чем в предыдущие два года.

Вице-президент Embraer по коммерческой авиации для Европы и Ближнего Востока Арьян Мейера видит возрастающую роль самолётов E-Jet серий Е1 и Е2 в насыщении европейского рынка. "Небольшие самолёты обеспечивают около 40% от общего объёма трафика аэропортов Шарль де Голль, Амстердама, Франкфурта и Мюнхена", - говорит он. "Подключение трафика, который составляет 65% от общего числа пассажиров, летающих самолётами E-Jet, в значительной степени будет оставаться основным видом деятельности крупных международных перевозчиков в Европе".

Embraer считает, что Европе и странам Содружества Независимых Государств в ближайшие 20 лет понадобится до 1540 новых реактивных самолётов в сегменте 70-130 мест, общая стоимость этого парка по каталожным ценам составит $80 млрд. Аналогичный прогноз был выпущен в июле 2016 года на авиасалоне в Фарнборо.

Эту уверенность в перспективах Европейского регионального рынка разделяет генеральный директор SuperJet International Назарио Каучельо. SJI участвует в некоторых "важных" сделках и запросах предложений европейских авиакомпаний, которые могут привести к заказам на Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в течение ближайших шести месяцев. Одна из европейских авиакомпаний, которая рассматривается как потенциальный клиент, обратилась к SJI провести глубокий анализ её сети и определить размер флота SSJ-100 для замены своих стареющих турбовинтовых и узкофюзеляжных самолётов, говорит Каучельо, отметив, что замене подлежат "десятки самолётов".

АО "Гражданские самолёты Сухого" и Superjet International заключили свой первый контракт с европейской авиакомпанией - CityJet из Ирландии - в октябре 2015 года. Первый самолёт SSJ-100 на 98 мест был поставлен в июне 2016 года, второй - в июле, третий должен пополнить парк авиакомпании в конце октября и четвёртый - в декабре. Поставка ещё четырёх лайнеров запланирована до июля 2017 года.

По словам генерального директора CityJet Пэта Бирна, за четыре месяца эксплуатации самолётов не было зафиксировано ни одной серьёзной неполадки. Он отметил, что один из Суперджетов в августе был передан в "мокрый лизинг" авиакомпании Finnair и летал в очень жёстком графике, показав за месяц 100%-ю готовность к полётам.

Особенно сильно руководителя CityJet впечатлила работа двигателей SaM146. Пэт Бирн отметил, что приятно удивлён их экономичностью, при этом добавив: "Двигатель прекрасен, это действительно фантастический двигатель! За это время у нас с ним было ноль проблем! При выборе самолёта, двигатель был одним из наших ключевых критериев".

Пэт Бирн рассказывает, что самолёт летает на радость сотрудникам авиакомпании, пилоты его любят, а все отзывы пассажиров положительны, без отрицательной реакции. Пассажиры, поднимаясь на борт, удивляются уровню комфортности салона и рассматривают его не как региональный самолёт, а как полноценный узкофюзеляжный (А320, B737 - ред.).

"Мы, безусловно, получим все 15 заказанных самолётов и будем использовать их во всех возможных вариантах своей деятельности", - заключил Пэт Бирн, выступая на совещании Ассоциации европейских региональных авиакомпаний (ERA). CityJet заключили твёрдый контракт на поставку 15 самолётов SSJ-100 и опцион ещё на 16 бортов.

Сейчас, по запросу CityJet, SJI ведёт работу по сертификации SSJ-100, которая даст возможность самолёту приземляться на узкой и короткой ВПП аэропорта London City с заходом на посадку по крутой глиссаде 5,5 градусов. До конца 2017 года Superjet 100 получит сертификат Европейского агентства по безопасности полётов (EASA) для посадки по крутой глиссаде, говорит Назарио Каучельо. Ранее самолёт уже получил сертификат EASA для посадки на узких ВПП. В 2017 году на авиасалоне МАКС будет представлена 120-местная версия Суперджета - Sukhoi SuperJet 100SV, начало эксплуатации которого ожидается в 2020 году.

В то же время, в октябре 2016 года франко-итальянская ATR подписала договор с испанской региональной авиационной группой Binter на шесть ATR 72-600 в рамках обновления парка Binter Canarias, которая поэтапно выводит из эксплуатации ATR 72-500. Новый самолёт будет иметь 72-местную компоновку салона и обслуживать сеть компании на Канарских островах. Поставки начнутся в 2019 году и продлятся до 2021 года.

"ATR 72-600 - явно лучший самолёт для продолжения модернизации нашего флота, оптимизации нашей сети и обеспечения будущих возможностей роста", - говорит президент Binter Педро Агустин-дель-Кастильо. В планах компании - в самый короткий срок обновить весь авиапарк до самолётов 600-й серии.

Binter Canarias в настоящее время эксплуатирует четыре ATR 72-600 и 14 бортов 500-й серии. В 2014 году компания разместила заказ на шесть ATR 72-600 и ещё на шесть в 2015-м. Ожидается, что к 2021 году все самолёты будут доставлены, а большинство старых ATR 72-500 будут выведены из эксплуатации. Многие из них будут проданы или возвращены их арендодателям, за исключением 4-5 единиц, которые будут переданы новой дочерней компании Binter CV.

Новая авиакомпания Binter CV создана в 2015 году с целью подключения к сети авиаперевозок островов Кабо-Верде. "Дочка" будет применять ту же транспортную модель, которая была разработана для Канарских островов. Binter CV должна начать полёты под своим собственным сертификатом эксплуатанта в конце октября 2016.

Кроме самолётов ATR, в парке Binter Canarias есть два Bombardier CRJ900, взятых в "мокрый лизинг" у Air Nostrum. В планах авиакомпании также их замена на новые самолёты, говорит Агустин-дель-Кастильо.

Расширение и обновление флота Binter отражает состояние европейского регионального сектора авиаперевозок в целом. Наблюдается рост 52 авиакомпаний-членов Ассоциации европейских региональных авиакомпаний - они показали увеличение на 8% количества маршрутов и на 5% пассажиропотока летом 2016 года по сравнению с летом предыдущего года. Портфель заказов этих авиакомпаний составляет около 10% имеющегося флота, и около 7% от всех заказов - это самолёты до 73 кресел. "Общая картина положительна. Наши члены показывают рост на сложном рынке и в геополитически трудный год", - отмечает генеральный директор ERA Саймон Макнамара.

Члены Ассоциации ежегодно выполняют более миллиона ста тыс. полётов и перевозят 62 миллиона пассажиров по 1100 направлениям. В этих перевозках задействован флот из 661 пассажирского самолёта и 104 грузовых. 51% - это турбовинтовые самолёты и 49% - реактивные. "За последние годы впервые количество турбовинтовых самолётов превосходит количество реактивных лайнеров, но скорее всего, - это отражение членства в Ассоциации, чем рынка в целом", - говорит Макнамара.

"В 2017 году в Европе прогнозируется рост ВВП и, в тоже время, нет никаких указаний на то, что будет расти цена на топливо", - говорит управляющий директор и председатель совета ERA Бот Крейкен.

"Сеть ERA растет, региональный флот становится всё более эффективным, более надёжным и более безопасным. Худшее уже позади. Однако тучи сгущаются на валютном и геополитическом фронтах. Брекзит будет влиять не только на Великобританию, но и на континентальную Европу", - считает Крейкен. "Между тем, продолжается размолвка между Великобританией и Испанией по поводу Гибралтара, нет прогресса по ключевым вопросам регулирования, таким как управление воздушным движением и обзором правил прав пассажиров EU261, которые действительно влияют на региональные авиалинии".

[EU261 - общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке, отмены либо долговременной задержки рейсов. Постановление (EC) № 261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС - прим. Авиация России]

Есть и другие опасения по поводу роста количества низкобюджетных перевозчиков на маршрутах традиционно занятых региональными авиакомпаниями. "Часть высокодоходного бизнеса уходит", - утверждает Джон Стрикленд, директор британской компании JLS Consulting.

"Чтобы диверсифицировать свой бизнес, некоторые региональные авиакомпании переходят на самолёты с готовым экипажем, техническим обслуживанием и страхованием, но такая возможность есть не у всех, - говорит Стрикленд. - Многое зависит от того, в какой части Европы они находятся. Например, в Восточной Европе нет крупных авиахабов".

Ещё одной проблемой для региональных авиакомпаний Европы, которые до сих пор в значительной степени фрагментированы, является доступ к аэропортам и низкие аэропортовые сборы. Для сокращения своих расходов лоукостеры оказывают сильное давление на аэропорты. Некоторые крупные традиционные авиакомпании последовали этому примеру, но региональные имеют гораздо меньшую рыночную власть. В тоже время, чтобы выжить, они должны оптимизировать свои расходы и проявлять инициативу в поиске новых возможностей.

Источник: Aviation Week
Перевод: Авиация России

Оцените статью: +1+2+3+4+5
Загрузка...