Овербукинг – это ситуация, когда количество проданных авиабилетов превышает фактическое количество доступных мест на борту самолёта – перебронирование. Такая стратегия повышения занятости кресел основана на статистике, согласно которой до 10-15% пассажиров не являются на рейс, что позволяет авиаперевозчикам минимизировать потери от пустующих мест. Однако, если на рейс приходит больше пассажиров, чем может вместить воздушное судно, то авиакомпании вынуждены отказывать в посадке тем, кто зарегистрировался последним.
По словам представителей отрасли, овербукинг позволяет авиаперевозчикам оптимизировать загрузку рейсов и повысить доходность, что в конечном итоге может сделать перевозки более доступными для пассажиров. Однако для этого необходимо разработать механизмы, которые защитят права пассажиров и обеспечат прозрачность в случае отказа в посадке. В противном случае, отсутствие регулирования может привести к увеличению числа конфликтов между авиакомпаниями и пассажирами.
Понятных и прозрачных механизмов компенсаций для пассажиров, которым отказано в перевозке из-за овербукинга, в России нет. При этом овербукинг у нас законодательно не запрещён, что создаёт правовой вакуум. Чаще других овербукинг практикуют лоукостеры, в России – это «Победа», и для неё легализация перебронирования может стать решением для оптимизации расходов и снижения потери доверия со стороны пассажиров.
Депутат Госдумы Надежда Школкина предложила проработать вопрос введения прямых компенсаций для таких пассажиров, которым отказано в перевозке из-за овербукинга. Она направила соответствующее письмо вице-премьеру Виталию Савельеву, указав на несправедливость текущей ситуации, при которой пассажиры вынуждены обращаться в суд для возмещения ущерба. По её мнению, авиакомпании должны нести ответственность за свои действия, включая выплату компенсаций в случае отказа в перевозке, сообщает ТАСС.
С другой стороны, вице-спикер Госдумы Владислав Даванков («Новые люди») предложил полностью запретить овербукинг. В своём обращении к министру транспорта Роману Старовойту он указал на необходимость внесения изменений в Воздушный кодекс РФ, чтобы исключить возможность перепродажи билетов сверх вместимости самолёта. Даванков считает, что запрет овербукинга поможет избежать ситуаций, когда пассажиры остаются без перелёта и без компенсации, а также повысит доверие к авиакомпаниям.
Главный редактор сайта «Авиация России» Андрей Величко выразил мнение, что вопрос овербукинга остаётся спорным, так как он затрагивает как интересы авиакомпаний, так и права пассажиров. «Легализация этой практики может помочь авиаперевозчикам оптимизировать свои доходы, но что не менее важно – требует создания чётких механизмов защиты пассажиров. В любом случае, решение искать необходимо, чтобы избежать дальнейшего роста недовольства среди пассажиров и потери имиджа и усиления регуляторного давления на авиакомпании», – считает он.