Начало августа – время «космических «Илов»

Фото: © Алексей Карпулёв / russianplanes.net

Начало августа знаменуется двумя событиями, непосредственно связанными с авиацией и космонавтикой. 2 августа 1981 года выполнил первый полёт первый "космический" самолёт Ил-76К, а 6 августа 1988 года состоялся первый полёт модернизированного самолёта Ил-76МДК. Эти летающие лаборатории позволяли и позволяют воспроизвести в земных условиях состояние кратковременной невесомости.

Сейчас космические «Илы» используются для подготовки космонавтов, проведения медицинских экспериментов, для испытания приборов и устройств в условиях невесомости. Оказавшись на таком борту, можно почувствовать себя на Луне или на Марсе – самолёты позволяют имитировать условия лунной и марсианской гравитации. В этой статье расскажем об истории создания этих необычных машин.

При подготовке к первому полёту человека в космос учёным было важно узнать, как влияет на живой организм состояние невесомости. Первые советские космонавты проходили тренировки на истребителе МиГ-15, но полноценно ощутить невесомость, находясь в кресле, не представлялось возможным. Поэтому в 1960 году для подобных опытов разрабатывается первый самолёт-лаборатория Ту-104АК на базе гражданского реактивного лайнера Ту-104. Проверку невесомостью на нём проходили и люди, и различное оборудование, которое предполагалось использовать в космосе. Кроме того, на борту Ту-104АК размещались макеты элементов космических кораблей, на которых в невесомости тренировались космонавты.

Со временем габариты фюзеляжа Ту-104АК перестали удовлетворять запросам Звёздного городка, и возникла потребность в более объёмной летающей лаборатории. История нового самолёта с индексом «космический» началась с посещения космонавтом Георгием Береговым цеха сборки второго опытного экземпляра Ил-76 в 1970 году. Космонавту понравился вместительный грузовой отсек транспортника, и уже в 1972 году было принято решение о создании на его базе самолёта-лаборатории Ил-76К.

Как на 25 секунд почувствовать космос и отснять зажигательный видеоклип в невесомости

Проектированием космического самолёта занималось ОКБ С.В. Ильюшина. По воспоминаниям участников процесса, чертежи были готовы достаточно быстро, но с производством сложной, узкоспециализированной машины на серийном заводе ТАПОиЧ не торопились. И только когда шефство над самолётом взяли молодые специалисты авиазавода, дело пошло в гору.

Чтобы возник эффект невесомости, самолёт должен сначала забраться на «горку» − на максимальной скорости провести крутой набор высоты, а затем перейти в такое же крутое снижение. В верхней точке полёта создается вертикальная нулевая перегрузка, и на 25-28 секунд «включается» невесомость. Такой трюк также называется полётом по «параболе Кеплера». За один полёт команда обычно выполняет около десяти выходов на «параболу», а навык у будущего космонавта складывается в среднем за 10-12 полётов.

Схема выполнения полёта по "параболе Кеплера" для получения эффекта невесомости

При выполнении таких специфических действий самолёт испытывает сильные перегрузки. Соответственно, их нужно было закладывать в конструкцию планера нового «Ила». Кроме того, всё оборудование требовалось доработать для его нормального функционирования в условиях невесомости. Также первоначально в Ил-76К добавлялся противоштопорный парашют, так как был высок риск сваливания в штопор при спуске с «горки».

В передней части грузовой кабины располагалась команда испытателей, в которую входил руководитель, инженер и два врача. Для обеспечения безопасности космонавтов кабину доработали. Её устлали мягкими материалами, оснастили дополнительным освещением и боковыми поручнями.

Всё это было успешно реализовано, и 2 августа 1981 года Ил-76К совершил свой первый полёт с экипажем под командованием С.Г. Близнюка, который и проводил все дальнейшие испытания машины. Траекторию «параболы» для космического «Ила» рассчитал ведущий инженер ОКБ Ильюшина В.В. Смирнов, что позволило увеличить продолжительность этапа невесомости по сравнению с Ту-104АК с 15 до 25 секунд. Примечательно, что из-за высоконагрузочных полётов ресурс самолёта значительно сокращался – примерно в десять раз.

Всего было выпущено три самолёта Ил-76К, которые тренировали космонавтов почти десять лет. Им на смену пришёл впервые взлетевший 6 августа 1988 года самолёт Ил-76МДК (модифицированный дальний космический), созданный на основе обновлённого серийного транспортника Ил-76МД. В этой версии также было построено три машины, которые по сей день используются в авиации Роскосмоса для подготовки космонавтов, и замены им пока не требуется.

По материалам ГК Ростех

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...