Центр подготовки космонавтов будет использовать для тренировок на невесомость существующий самолёт-лабораторию Ил-76МДК как минимум до 2030 года. Об этом
«Обсуждение необходимости разработки и создания аналогичного самолета у нас есть и идёт, но конкретных планов пока нет. Это уникальный и, наверное, самый дорогостоящий самолёт, который мы используем. У нас всё-таки ещё есть ресурс и по времени, и по режимам невесомости. По нашим расчётам, он ещё года до 2030 полетает», – отметил Максим Харламов.
По его словам, конкретного разговора, на какой самолёт менять Ил-76МДК, пока нет. Однако этот вопрос поднимали во время обсуждения перспектив с гендиректором Роскосмоса Юрием Борисовым. «Мы такой вопрос обсуждали. Мы говорим о том, что в перспективе потребуется замена», – добавил он.
Самолёт-лаборатория Ил-76МДК создан на базе серийного военно-транспортного Ил-76МД. Он отличается усиленной конструкцией фюзеляжа, крыла, адаптацией топливной, масляной и гидравлической систем к работе в условиях невесомости. В передней части грузовой кабины установлены рабочие места руководителя испытательно-тренировочной бригады, бортовых инженеров-испытателей и бортового врача. Пол лабораторного отсека устелен мягкими матами из негорючего материала, правый и левый борта салона закрыты травмобезопасными панелями.
Как на 25 секунд почувствовать космос и отснять зажигательный видеоклип в невесомости
Состояние кратковременной невесомости воздушное судно в полёте воспроизводит промежутками, называемыми на космическом жаргоне «режимом». Для этого используется особая техника пилотирования — полёт по параболе.
Сначала самолёт разгоняется до максимальной скорости в горизонтальном полёте на высоте 6000 м, после чего начинается набор высоты до 9000 м с углом тангажа, достигающим 45-50°. На этом этапе перегрузка достигает 1,9-2 g. Затем воздушное судно делает «горку» и начинает снижение со все увеличивающимся углом пикирования, вплоть до 45-50°. За счёт этого на борту возникает нулевая вертикальная перегрузка – невесомость. Она длится всего 25-28 секунд. Конечно, такой небольшой промежуток времени не позволяет произвести в условиях невесомости длительные операции. Но в принципе этих секунд вполне достаточно для отработки космонавтами некоторых простых навыков работы на орбите.
После «режима» самолёт начинает выходить из пикирования. При этом опять действует перегрузка до 2 g. После выполнения такого режима требуется 3–5 минут для разворота, зарядки топливных и масляных аккумуляторов.
В среднем за один полёт продолжительностью 1,5 часа самолёт Ил-76МДК выполняет до 10 таких «режимов». Максимальное количество «режимов», сделанных в одном полете – 20.
Всего самолётов Ил-76МДК было построено три экземпляра: СССР-76766 (61-08), СССР-78770 (66-05), и СССР-78825 (72-08). Первый из них прибыл в Чкаловский 31 августа 1988 года, с 1994 года он привлекался к коммерческим перевозкам, с 1999 снова вернулся к полётам «по космосу». Вторая машина, получившая обозначение Ил-76МДК-II прибыла в распоряжение ЦПК в конце декабря 1990 года. Третья, тоже Ил-76МДК-II – в начале 1991-го. В 1994-99 гг. самолёт летал в качестве обычного транспортного в составе авиакомпании Tubelair (Тунис).
С 2010 года все 3 Ил-76МДК вошли в состав государственной авиации Федерального космического агентства (Роскосмоса), сформированной на базе 70 ОИТАПОН, где получили новые регистрационные номера: RF-75351, RF-75352 и RF-75353. Самолеты эксплуатируются Авиационным управлением Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, который в свою очередь, организационно сегодня также входит в состав Роскосмоса.