В конце ноября 2016 года в Новосибирске поднялся в воздух самолёт Як-40 в конфигурации с двумя двигателями. Это была летающая лаборатория для проведения лётно-конструкторских испытаний и отработки ремоторизации существующего парка яковлевских региональных самолётов, которые находятся на хранении и ещё могли бы летать на коммерческих авиалиниях. Концепцию ремоторизации самолётов советского производства осуществляет крупнейшая научно-исследовательская и испытательная база авиационной и космической отраслей - ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина» (СибНИА) (входит в НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского»).
По данным неофициального реестра воздушных судов
Целью научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в СибНИА, является конструктивная доработка Як-40, в том числе с заменой устаревшей и неэффективной силовой установки АИ-25 с тягой 1500 кгс на двигатель Honeywell TFE731-3 тягой 1678 кгс. По словам директора СибНИА Владимира Барсука, если двигатели ТFЕ731 берутся в аренду, то стоимость ремоторизации одного самолёта оценивается примерно в $500 тыс. Если подержанные двигатели покупать на рынке, то цена возрастает до $780 тыс. Если же это двигатели с полным межремонтным ресурсом (после капитального ремонта), то она может увеличиться до $2,5 млн за одну машину.
«Затраты на ремоторизацию будут возвращены в течение полутора лет эксплуатации, - считает глава СибНИА. - Благодаря применению современной силовой установки, при заправке 6 тонн топлива дальность машины возрастает до 4,5 тыс. км, и из Новосибирска Як-40 будет спокойно летать в Москву. А это уже совсем другой уровень возможностей его коммерческого применения».
Работа по ремоторизации "Яков" началась в 2012 году. Для реализации проекта СибНИА создал на базе серийной машины 40-04, выпущенной в 1975 г. Саратовским авиазаводом, летающую лабораторию (регистрационный номер 87216). Тогда на машину последовательно установили два американских двигателя, центральный двигатель оставался штатным - АИ-25. С одним ТFЕ731-3 Як-40 впервые взлетел 8 декабря 2012 г., с двумя - 20 мая 2013 г. 29 ноября 2016 года в воздух поднялся Як-40МС с двумя более мощными двигателями TFE731-5BR с тягой по 2154 кгс каждый.
В ходе модернизации Як-40 в версию Як-40МС была выполнена замена пилонов и двигателей. Двигатели были подключены к штатной электрической и гидравлической системам самолёта, а также к штатной системе отбора воздуха для кондиционирования и противообледенительной системы. Вместо штатной ВСУ АИ-9 на месте центрального двигателя установлена ВСУ Garret 3092 со стартер-генератором мощностью 9 кВт, благодаря чему запуск двигателей стал не пневматическим, а электрическим. Был обеспечен обогрев и вентиляция салона самолёта на стоянке.
В кабине пилотов заменена приборная панель контроля параметров работы двигателей, оригинальная конструкция органов управления двигателями сохранена с исключением средней ручки РУД.
Параметры | Як-40 | Як-40МС |
Максимальная коммерческая загрузка, кг | 2300 | 3200 |
Расход топлива, кг/час | 1150 | 590 |
Крейсерская скорость полёта, км/час | 510 | 560 |
Крейсерская высота полёта, м | 7000 | 9000 |
Максимальная дальность полёта, км | 2200 | 5500 |
Лётно-конструкторские испытания позволили определить взлётно-посадочные характеристики Як-40МС, характеристики набора высоты и расхода топлива, термическое поле подкапотного пространства, тяговые характеристики двигателей, градиенты набора высоты и максимальный вес самолёта при отказе одного двигателя в соответствии с требованиями АП-25 - Нормы лётной годности самолётов транспортной категории. Были определены нагрузки, действующие на пилон двигателя и его напряжённо-деформированное состояние в полёте.
Полученные результаты лётных испытаний Як-40МС показали улучшение ЛТХ за счёт снижения веса пустого самолёта с 9850 кг до 8500 кг и совершенствования аэродинамики. Увеличилась дальность полёта за счёт меньшего удельного расхода топлива двух двигателей TFE731-5BR. В кабине пилотов и в пассажирском салоне снижен уровень шума.
По данным СибНИА, стоимость модернизации одного самолёта Як-40 в версию Як-40МС начинается от 25 млн рублей.
Тогда же - в ноябре 2016 года научный руководитель СибНИА Алексей Серьёзнов рассказал о том, что цельнокомпозитный Як-40 взлетит в конце 2017 года, после чего начнётся его серийное производство. Оказалось, что тема яковлевской машины очень востребована, статья на нашем сайте о модернизированном самолёте пользуется популярностью, но информации по цельнокомпозитному самолёту Як-40 практически нет, даже на сайте института.
На авиасалоне МАКС-2017 на стенде СибНИА нам рассказали, что работы по самолёту ведутся, но о первом полёте цельнокомпозитного наследника Як-40 в конце 2017 года речи не идёт.
За дополнительной информацией по этому проекту "Авиация России" обратилась в пресс-службу НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», вопросы редакции были направлены в СибНИА, и вскоре мы получили комментарии директора института Владимира Барсука.