Созданием «ОАК-Яковлев» завершено формирование дивизиона гражданской авиации

Фото: © «Авиация России»

Дивизион гражданской авиации ОАК, формируемый вокруг компании «Яковлев», реализует курс на технологический суверенитет в гражданском авиастроении. После 1991 года экономические факторы, которые доминировали в отечественной гражданской авиации, привели к остановке всех ключевых программ создания пассажирских самолётов и их систем. Российское небо у «Илов», «Анов», «Яков» и «Тушек» отжали самолёты A и B, Embraer и Bombardier. Наша страна пропустила целое поколение гражданских воздушных судов.

Первые шаги к восстановлению гражданского авиастроения наметились в середине 2000-х, когда государство предприняло конкретные шаги и стало больше уделять внимания отрасли. В 2011 году начал возить пассажиров самолёт SSJ100. В 2017-м совершил первый полёт МС-21, осенью 2018 года сертификат типа получил перспективный ТРДД ПД-14. В Сиэтле и Тулузе это не вызывало восторгов.

Давление на наши ключевые программы стартовало задолго до 24 февраля 2022 года. Решающим рубежом стал 2018 год, когда США ввели санкции против компании «АэроКомпозит» и заставили поставщиков из других государств отказаться от выполнения действующих контрактов.

«Именно тогда мы поняли, что надо разворачивать полномасштабную программу импортозамещения всех гражданских самолётов, и МС-21, и Суперджета», – отметил гендиректор ОАК Юрий Слюсарь на презентации нового бренда 26 июля 2023 года в Жуковском.

Совпадение санкционной истерики с первыми позитивными результатами лётных испытаний МС-21 – не случайность. Выход на рынок передового по техническим решениям самолёта, как и возрождение российского гражданского самолётостроения, прямо противоречили интересам США и Запада в целом, а долгосрочным ответом на санкции стала новая стратегия развития гражданского авиастроения.

Одним из важнейших направлений стратегии является развитие единой системы поддержки эксплуатации новых самолётов, которая изначально создавалась в рамках программы SSJ100. Система развивалась с учётом как позитивного, так и негативного опыта эксплуатации этого типа. В последние годы её развитие шло в интересах двух программ – «Суперджет» и МС-21 с расчётом расширения на новые гражданские самолёты, в частности, на Ил-114-300. Основное достоинство созданной системы ППО состоит в том, что она ориентирована на потребности эксплуатантов. В её состав входят организации ТОиР, склады МТО и центры подготовки персонала. Объединяющая функция возложена на единую цифровую платформу RADIUS, служащую для поддержки эксплуатации воздушных судов. Часть её функциональных подсистем и компонентов уже работает, например, ситуационный центр, другие последовательно вводятся в строй.

Формирование ядра дивизиона гражданской авиации стартовало в 2019 году. Целью реформы ставилось создание в рамках ОАК интегрированной компании, которая обеспечит поддержку гражданских авиационных программ на всех этапах жизненного цикла: НИОКР, формирование кооперации, производство, маркетинг, поддержка эксплуатации, модернизация и утилизация гражданских самолётов. В короткие сроки на базе корпорации «Иркут» были консолидированы активы, специализирующиеся на создании новой гражданской авиатехники – «Гражданские самолёты Сухого» и компании, работающие в единой технологической цепочке, в частности – «АэроКомпозит». В 2023 году пришло время завершить создание дивизиона гражданской авиации и провести ребрендинг «Иркута». Для этого были серьёзные основания.

Смена названия лежит в русле единого подхода ОАК к наименованиям дочерних компаний – «ОАК-Сухой», «ОАК-Туполев», «ОАК-Ильюшин». Но есть и другая, не менее важная причина – Россия не имеет права разбрасываться одним из самых известных своих авиационных брендов. Александр Сергеевич Яковлев – авиаконструктор, по инициативе и под руководством которого созданы самолёты, сыгравшие исключительно важную роль не только в развитии отечественной авиации, но и в судьбе страны.

Гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский подчеркнул, представляя новый бренд: «В компании "Яковлев" будут развиваться школы проектирования двух выдающихся конструкторских коллективов, основанных Александром Яковлевым и Павлом Сухим. Разработчики "Суперджета" добились впечатляющих результатов. Хотя исходная школа ОКБ Сухого не имела опыта создания пассажирской авиации, её воспитанникам удалось внедрить в гражданское самолётостроение цифровые технологии разработки и производства, задать новый стандарт комфорта в своём классе, сертифицировать самолёт по нормам EASA».

По словам заместителя директора по разработке филиала «Региональные самолёты» ПАО «Яковлев» Александра Долотовского, в разработке SSJ100 участвовали мэтры советского авиастроения, создавшие Су-27 и МиГ-29, Ту-204 и Ил-96, а также космический корабль «Буран».

Инженеры «Иркута» использовали опыт «Суперджета» и решили ряд принципиально новых задач. Среди них: интеграция систем управления, внедрение силовых композитных конструкций крыла и оперения, автоматизация производственных технологий, выход на революционные решения в области комфорта среднемагистральных самолётов. «Плодотворная конкуренция между двумя конструкторскими коллективами по ряду направлений будет сохранятся в рамках единого инженерного центра, создание которого предусмотрено нашими планами», – говорит Андрей Богинский.

Единая система поддержки эксплуатации, а также современные процедуры маркетинга, финансирования, лизинга, государственной поддержки необходимы не только для взаимодействия с российскими эксплуатантами. Именно грядущее возвращение на международный рынок стало причиной того, что при ребрендинге корпорации «Иркут» не было изменено название самолёта МС-21 на Як-242, а «Суперджет 100» потерял только одну букву S, став SJ-100. Англо-, франко- и испаноговорящие специалисты и будущие пассажиры всегда будут воспринимать лучше латиницу и англоязычные сокращения чем кириллические.

В 2022 году принята комплексная программа развития отечественного авиастроения до 2030 года. «Это чёткий план действий, который поделён на этапы. Первый этап – это 2023-2025 годы. За этот период мы должны произвести 18 самолётов МС-21: шесть – в 2024 году, 12 в – 2025 году и более 40 Superjet New, импортозамещённых», – сказал Андрей Богинский.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...