Похоже, что создание новой авиакомпании с парком из отечественных самолётов для перевозок пассажиров на Дальнем Востоке откладывается в долгий ящик, и связано это не с финансовыми вопросам, не с отсутствием необходимой техники или наземной инфраструктуры и даже не с организационными вопросами. Просто за последние несколько месяцев ответственные лица и чиновники сделали заявления, из которых можно сделать вывод, что разобраться между собой не могут с одной стороны Госкорпорация Ростех, ОАК и Минпромторг, с другой - Минтранс, Минвостокразвития, представитель президента в ДФО Юрий Трутнев и глава Якутии Айсен Николаев.
Судите сами...
11 декабря 2019 года президент РФ Владимир Путин по итогам совещания с правительством поручил внести предложения о создании авиакомпании для перевозок на Дальнем Востоке, которая имела бы в своём парке только российские самолёты.
20 января индустриальный директор Ростеха Анатолий Сердюков сообщил РИА Новости, что в целях поддержки отечественного авиастроения и развития региональных перевозок Ростех создаст авиакомпанию, которая будет эксплуатировать только российские самолёты и вертолёты.
"Актуализируется программа развития ОАК и авиационной отрасли в целом. В рамках этой работы подготовлено предложение о создании специальной авиакомпании. Она будет эксплуатировать произведенную в России авиатехнику. Речь о самолётах ОАК, вертолётах, продукции Уральского завода гражданской авиации", - сказал Сердюков и пояснил, что реализация этого проекта преследует две цели: "Во-первых, это развитие рынка региональных перевозок и повышение мобильности граждан нашей страны, о чем сейчас много говорится. Во-вторых, это действенная мера поддержки авиастроения и дополнительный спрос на продукцию".
13 мая на совещании по поддержке авиапрома с участием президента Владимира Путина, гендиректора ОАК Юрия Слюсаря и гендиректора Ростеха Сергея Чемезова главе государства была презентована программа поставок до 60 лайнеров SSJ100 авиакомпании Red Wings, которую сама же госкорпорация контролирует через ОАК.
Ростех подготовил предложения по созданию новой авиакомпании
Тогда же, в середине мая вице-премьер Юрий Борисов заявил, что авиакомпания Red Wings до 2024 года получит 60 самолётов SSJ100 и 16 МС-21, и на ней будет отрабатываться модель организации сервиса и ремонта отечественных судов. Его слова подтвердил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, который пояснил, почему для нового дальневосточного авиаперевозчика была выбрана именно Red Wings.
«Может быть, я отвечу несколько нетрадиционно: у нас "других писателей просто не было", поэтому выбрали Red Wings, - сказал Денис Мантуров. - У нас есть крупные перевозчики, которые сегодня загружены своими задачами, а Red Wings — это компания, которая входит в периметр Ростеха, ОАК, как говорится, внучатая компания. То есть было просто логично использовать свою базовую авиакомпанию, которая гарантированно будет летать на российских судах, в том числе на новых самолётах МС-21, которые будут приходить в эксплуатацию и в Red Wings», - добавил министр.
Чьи интересы защищает «Аврора», предлагая отказаться от SSJ100?
Однако заместитель председателя правительства - полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, Минтранс РФ и Минвостокразвития лоббируют идею создания дальневосточного авиаперевозчика на базе "Авроры" с участием "Якутии" и "Полярных авиалиний". Ростех, имея свою программу по дальневосточной авиакомпании, опроверг эти планы, заявив, что "такой сценарий является нецелесообразным и не рассматривается".
В конце июня Минтранс разослал министерствам, правительству Сахалинской области, «Аэрофлоту» и его «дочке» – авиакомпании «Аврора» дорожную карту по созданию новой дальневосточной авиакомпании. Из документа следует, что новая авиакомпания будет создана с использованием бюджетных субсидий на базе «Авроры». «Аврора» же по заданию правительства и совместно с региональными администрациями готовила концепцию развития перевозок на Дальнем Востоке, из которой следует, что «Аврора» закладывает в проект нового дальневосточного авиаперевозчика только пять Суперджетов, остальные самолёты — это А319/320, хотя в поручении Путина говорилось только о российской технике.
Новая дальневосточная авиакомпания может получить около 20 Суперджетов
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев 30 июня в режиме видеоконференцсвязи, обсуждая дорожную карту с первым замминистра транспорта Александром Нерадько, рассказал о поддержке властями республики создание единой дальневосточной авиакомпании с распределением маршрутной сети, определением единого расписания, парка воздушных судов, тарифной политики, в том числе и по объёмам субсидирования.
По его мнению, вхождение в альянс республиканских авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии» позволит снизить стоимость парка воздушных судов, создать единый пул компонентов запасных частей и двигателей на Дальнем Востоке, а также объединить разветвлённую сеть центров по технической эксплуатации и обслуживанию авиационной техники и создать единый центр подготовки лётно-технического состава с установкой тренажёров современных воздушных судов российского производства.
30 июля министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил о планах до конца 2020 года передать в авиакомпанию Red Wings региональные самолёты SSJ100 и создании на её базе перевозчика, который будет использовать только российские самолёты. Об этом сообщили "
"В этом году планируются поставки нескольким эксплуатантам. Если мы говорим про 59 - это «Аэрофлот», это Red Wings, «Азимут», «Якутия»", — сказал министр и пояснил, что поставки начнутся уже в ближайшее время.
Мантуров уточнил: "В случае c Red Wings, на базе компании создадут перевозчика, который будет использовать преимущественно российские самолеты".
В новой стратегии группы «Аэрофлот» авиакомпанию «Аврора» оставили за бортом
Таким образом мы видим, что внутри Правительства нет единого мнения о том, кто должен создавать новую авиакомпанию, и кто будет её курировать. Кроме того, позиция Минтранса и разработанная с его подачи концепция "Авроры" вообще идут вразрез с поручением президента, если планируется большую часть перевозок осуществлять на иностранной технике. При этом лоббисты рассчитывают на госсубсидии. Расчёт "Авроры" только на пять Суперджетов, очевидно, связан с тем, что больше им не дают. Если учесть, что:
- весь нереализованный парк новых машин и те, что КнААЗ выпустит в ближайшие 2-3 года Ростех планирует передать в Red Wings и другие авиакомпании,
- "Аэрофлот" в новой стратегии развития все Суперджеты передаёт в "Россию", а про дальневосточную "дочку" вообще не упоминает,
то можно сделать вывод: пять SSJ100 - это всё, что удалось собрать/договориться лоббистам Минтранса и Минвостокразвития.
Создавшуюся ситуацию вполне можно сравнить с басней Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука", она наглядно показывает, как ведомства и чиновники решают не государственные задачи, а каждый тянет одеяло на себя, из чего можно констатировать: дальневосточная авиакомпания в ближайшей перспективе создана не будет.
Андрей Величко,
специально для сайта "Авиация России"