Ещё совсем недавно российский двигатель ПД-14 обсуждался в контексте «сможет ли он сдвинуть американца с крыла МС-21». Западные «партнёры» не стали дожидаться ответа и самоустранились. А двигатель PW1400G, разработанный компанией Pratt&Whitney специально для проекта МС-21, снесло с крыла набегающим потоком евро-американских амбиций, которые мы сейчас наблюдаем.
В этом материале расскажем о том, как сейчас обстоят дела с испытаниями и серийным производством ПД-14.
В условиях глобального разделения труда ни одна страна, а если мы говорим про авиацию и авиадвигателестроение, не ставит перед собой цель производить все составляющие только на своей территории. Но в условиях санкционного давления российская программа импортозамещения в авиаотрасли направлена на 100% замену импортных компонентов, а для её реализации необходимо время.
Современный авиационный двигатель создаётся в полтора-два раза дольше самолёта. Отечественный двигатель ПД-14 начал разрабатываться в 2008 году. Для инновационного продукта должен быть подготовлен соответствующий опережающий научно-технический задел. В середине 2000-х в рамках ОКР по программе ПД-14 многие технологии создавались заново, о чём говорилось на Международной конференции по двигателестроению в ЦИАМ в мае 2021 года.
Первый полёт в мае 2017 года МС-21 совершил на американских двигателях. ПД-14 получил сертификат типа полтора года спустя – в октябре 2018-го, а среднемагистральный МС-21-310 (борт 73055) с отечественными двигателями поднялся в небо в декабре 2020 года. В конце марта-2022 крыло, изготовленное из российских композитов, прошло климатикопрочностные испытания в ЦАГИ. Сейчас опытный самолёт 73055 с двигателем ПД-14 проходит лётные сертификационные испытания в Жуковском.
Борт 73055 оснащён двигателями ПД-14, иностранной авионикой и крылом из иностранных ПКМ. В полётах выполняются горячие и холодные запуски двигателей, а также запуски после длительного охлаждения. Ведущий инженер по лётным испытаниям МС-21 Павел Сокут рассказал, что в полётах последовательно выполняется серия различных запусков как левого, так и правого двигателя, причём различными способами. «Программа испытаний подразумевает охлаждение двигателя перед штатным выключением, потом охлаждение перед запуском», – пояснил специалист по завершении одного из испытательных полётов.
Как рассказал в
Он пояснил, что необходимо быть готовыми к высокосерийному производству самолётов, для чего требуются инвестиции в техническое перевооружение, наём персонала, и здесь ОАК идёт по пути привлечения масштабных инвестиций.
«Роль государства будет в компенсации части процентных ставок по кредитам, которые будут привлекаться на эти цели. Кредиты достаточно значительные, поэтому мы рассчитываем на помощь государства», – сказал гендиректор ОАК.
Новые российские двигатели ПД-14 производятся в широкой кооперации предприятий ОДК, где головным производителем является «ОДК-Пермские моторы». Здесь производится газогенератор, проходит финальная сборка и испытания двигателя. Узлы компрессора низкого давления изготавливает рыбинское «ОДК-Сатурн». Турбину низкого давления и лопатки вентилятора – «ОДК-УМПО» в Уфе, коробку приводов и центральный привод – производственный комплекс «Салют» в Москве, реверсивное устройство – пермский «Машиностроитель». Порядка 120 предприятий России являются поставщиками комплектующих для изготовления нового двигателя.
ПД-14 имеет высокую степень готовности для коммерческой эксплуатации в составе самолёта МС-21. На текущий момент уже есть предварительные заказы на силовые установки. Чтобы вывести двигатель на рынок и выйти на серийность его производства, необходима господдержка.
Как отметил на совещании по авиационному двигателестроению 9 декабря 2021 года глава ОДК Александр Артюхов, в числе ключевых задач, требующих решения на государственном уровне, – подготовка серийного производства, создание системы послепродажного обслуживания ПД-14 и поддержка продаж на начальных этапах. Александр Артюхов пояснил, что имеющаяся серийность позволит обеспечить объёмы поставок, обусловленные текущими предварительными договоренностями с корпорацией «Иркут» и авиакомпаниями «Аэрофлот» и Red Wings. Это, а также имеющийся портфель заказов требуют принятия решения для увеличения производства и организации стартовой системы послепродажного обслуживания.
Модернизация производства и обновление станочного парка на «ОДК-ПМ» пройдёт в ближайшие несколько лет. Уже совсем скоро начнётся поставка примерно 200 единиц станков, которые позволят нарастить производственные возможности предприятия. Затем будет приобретено ещё около 200 станков.
Параллельно планируется осуществить строительство и переоборудование цехов. «У нас есть план по годам, есть источники финансирования по каждому проекту. Будем модернизировать, и за ближайшие семь лет достаточно сильно преобразимся: приобретём оборудование, построим новые корпуса. Объём производства поднимем в два раза», – заявил в январе этого года исполнительный директор «ОДК-ПМ» Сергей Харин.
В рамках программы создания перспективного двигателя ПД-14 было собрано два демонстрационных образца и 11 двигателей для инженерных испытаний. Сейчас два двигателя установлены на самолёте МС-21-310 (73055), ещё два – предназначены для ремоторизации первого опытного МС-21-300 (73051), которая продолжается в Иркутске. Также изготовлены резервные двигатели для проведения лётных испытаний.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»