Российский авиапром стремится к расширению рынков сбыта, в ближайшие 3-4 года отрасль выйдет на стабильное серийное производство сразу нескольких типов воздушных судов. Сотрудничество со странами, заинтересованными в приобретении современных пассажирских самолётов, будет учитывать сложившуюся геополитическую ситуацию и ориентироваться на тех партнёров, с кем налажены стабильные экономические и политические отношения.
Оценка рыночного спроса на российские самолёты, включая МС-21, Ту-214 и SJ-100 должна учитывать характеристики аналогов, а также потребности потенциальных заказчиков. При этом прогнозируемые объёмы пассажирских перевозок в различных регионах мира делают оптимистичным расчёт на возможность экспорта российской гражданской авиатехники.
Экспортная составляющая при серийном производстве самолёта МС-21 должна являться одним из основополагающих факторов для успешной коммерциализации перспективного российского лайнера. Если рассчитывать только на внутренний рынок, то затраты на создание самолёта не окупятся. Об этом в рамках открытой студии «ФедералПресс» на площадке Российской транспортной недели
«Экспорт для авиапрома должен быть всегда императивом. Ориентация только на внутренний рынок неправильна, поскольку это сложнейший, очень дорогой продукт. Не нужно ориентироваться только на внутренний рынок, потому что в этом случае вложения не окупятся», – сказал эксперт.
Экспорт самолётов МС-21 может осложниться из-за проблем с сертификацией
На глобальном рынке пассажирских авиаперевозок спрос на узкофюзеляжные лайнеры с дальностью полёта до 6000 км растёт. Авиакомпании модернизируют свой флот, а растущая экономика Азии способствует развитию авиаперевозок. Крупнейший в мире производитель самолётов Airbus в ежегодном отчёте о тенденциях в авиационной отрасли летом 2024 года
Фёдор Борисов в этой связи отмечает наличие существенного рынка сбыта для МС-21. По его словам, поставки не будут осуществляться в недружественные страны, однако существует достаточное количество стран, не поддерживающих глобальный Запад и испытывающих потребность в новых самолётах. Именно на такие государства, готовые сотрудничать с российскими производителями, нужно ориентироваться, предлагая МС-21 на экспорт.
Однако поставить крест на экспорте МС-21 может недостаточность темпов выпуска самолёта на Иркутском авиазаводе. В настоящее время на ИАЗ идёт расширение производственных мощностей, строятся новые цеха, завозится современное обрабатывающее оборудование. По завершении текущего этапа модернизации завод получит возможность выпускать 36 лайнеров МС-21-310 в год. Учитывая, что в течение следующих 10 лет российская гражданская авиация будет выводить из эксплуатации иностранные воздушные суда, такого объёма выпуска совершенно не достаточно, а говорить о начале экспортных поставок, даже при наличии потенциальных заказчиков, не представляется возможным.
В Перми увеличат мощности предприятия ОДК для выпуска агрегатов авиадвигателей
Таким образом, для решения амбициозной задачи – в течение десятилетия заменить все среднемагистральные самолёты Boeing и Airbus в российских авиакомпаниях на МС-21, необходимо строительство нового авиазавода или модернизация одного из существующих, но недозагруженного или простаивающего, и организация на нём серийного производства лайнера. Кроме того, становится насущным существенное увеличение в Перми выпуска двигателей ПД-14, для чего также потребуется расширение производственных мощностей.
Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»