"Старые советские Тушки, Яки и Илы ушли в историю, а их место в парках авиакомпаний заняли как подержанные, так и новые «иномарки». В начале XXI века казалось, что об отечественных пассажирских самолётах можно забыть навсегда и смириться с тем, что России нет места на мировом рынке гражданской авиации", - именно такими словами начинается статья о самолёте МС-21, вышедшая на сайте "Авиация России" в 2016 году и подготовленная к премьерному показу первого лётного образца лайнера на Иркутском авиазаводе.
Но времена меняются, и 2020 год можно назвать рубежным, потому что на его исходе состоялось событие, которого мы ждали по меньшей мере последние 10 лет - начало лётных испытаний МС-21 с отечественной силовой установкой.
В 2020 году ИАЗ выпустил пятый лётный образец МС-21 - это завершающий опытную партию самолёт и первое ВС, оснащённое двигателями ПД-14. 15 декабря МС-21-310 регистрационный № 73055 поднялся в небо. Этот 85-минутный полёт стал промежуточным итогом многолетней напряжённой, тяжёлой и кропотливой работы огромной армии учёных, конструкторов, специалистов разных профилей, рабочих на предприятиях ОАК, ОДК, "Иркута" и входящего в состав корпорации инженерного центра имени А.С. Яковлева - разработчика лайнера, а также наземного персонала ЛИиДК ОКБ им. А.С. Яковлева в Жуковском и лётчиков-испытателей. Теперь на повестку дня выходит получение сертификата типа и строительство серийных машин.
К началу 2021 года всего построено семь опытных самолётов - два образца для статических и ресурсных испытаний в ЦАГИ и пять лётных прототипов, которые с мая 2017 года последовательно передавались авиазаводом на сертификационные испытания.
Назло бабушке отморожу уши
Проблемы с безопасностью самолёта Boeing 737 MAX нанесли серьёзный удар по престижу американской авиастроительной корпорации. Лайнер не летает с марта 2019 года, компания несёт большие финансовые и главное - репутационные убытки. В тоже время, потенциальный и реальный конкурент, созданный в "разорванной в клочья" "бензоколонке", планомерно проходит сертификационные испытания, а теперь ещё - и со своими двигателями. В правящих кругах США это отзывается сильной болью, там считают, что Россия не должна даже помышлять заменить Боинги на свой отечественный самолёт.
И санкционное мракобесие продолжается - под занавес 2020 года американский Минторг распространил на ключевые предприятия российского авиапрома ужесточённые нормы экспортного контроля. Всего ограничения коснулись 41 компании, в том числе авиационной промышленности - это Объединённая авиастроительная корпорация, корпорация «Иркут», "Региональные самолёты Сухого", Объединённая двигателестроительная корпорация, «Вертолёты России» и др.
Расчёт Вашингтона предполагает, что российским предприятиям станет гораздо сложнее сотрудничать с американскими поставщиками комплектующих, так как последним придётся получать лицензию от своих властей на торговлю с компаниями из «чёрного списка». А учитывая непредсказуемость властей США и их абсолютную недоговороспособность, уверенности, что такие лицензии будут выдаваться – нет. И это даже несмотря на то, что под санкции, таким образом, попадают свои же компании. В России это называется "назло бабушке отморожу уши".
Убрать конкурента
То, с каким упорством вводятся ограничения на поставку материалов и комплектующих для российского самолёта, говорит только об одном - в США прекрасно отдают себе отчёт, что МС-21 - это реальный, а не выдуманный и нарисованный на бумаге конкурент последним итерациям B737 (и А320 - тоже), а полёты российского лайнера - это не "мультики" картонного самолётика. И все те преимущества МС-21, о которых не раз говорилось в СМИ, они также реальны. Перечислим некоторые из них:
- Повышенный комфорт за счёт большего диаметра фюзеляжа. У МС-21 он составляет 4,06 метра, что больше чем у А320 на 11 см и Boeing 737 на 36 см.
- Увеличенная ширина прохода между рядами кресел (56-58 см в зависимости от типа кресел). Это позволяет разойтись пассажиру и бортпроводникам с тележкой, а также способствует более быстрому входу/выходу пассажиров и минимизации времени оборота самолёта в промежуточном аэропорту.
- Применение композиционных материалов дало возможность уменьшить массу конструкции самолёта на 25-30%.
- За счёт более совершенного крыла у МС-21 лучше аэродинамика, меньше расход топлива и выше скорость. Удлинение крыла МС-21 - 11,5 без винглетов. У A320neo - 10,45; B737-800 -900ER - 9,45. Оба типа оборудованы аэродинамическими законцовками.
- Крейсерская скорость МС-21 - 870 км/час, что на 25-70 км/час выше, чем у самолётов аналогичного класса Boeing и Airbus.
- Наличие отечественного ТРДД ПД-14 - это обнуляет зависимость проекта от американской компании Pratt&Whitney.
Санкции, конечно, влияют на ход программы МС-21, но они не могут остановить начало серийного производства лайнера и его поставки в авиакомпании - только затормозить.
«Реализация наших авиационных программ продолжается. В частности, идёт плановая работа по развитию гражданских продуктов с использованием отечественных систем нового поколения. Продолжается работа над созданием Superjet New. Совершил первый полёт самолёт МС-21 с отечественными двигателями ПД-14. Поднялся в воздух Ил-114-300, состоящий полностью из отечественных комплектующих. В военной части мы давно не используем иностранные комплектующие», — заявили 21 декабря в пресс-службе ОАК, комментируя ограничения Минторга США.
Реагировать на действия Вашингтона, запрещая российским компаниям сотрудничество с Соединёнными Штатами - контрпродуктивно, это не отвечает нашим национальным интересам. Убрать конкурента из российского неба можно другими методами - субсидированием авиакомпаний с отечественной техникой в составе флота и введением пошлин на ввоз в страну иностранных ВС. И такие меры уже принимаются.
Как пишет
С началом поступления МС-21, Ил-114-300, SSJ-New в парки российских перевозчиков, выдавливание самолётов иностранного производства продолжится. А пока за них "отдувается" Суперджет 100.
Андрей Величко,
для сайта "Авиация России"