МС-21 – дайджест за октябрь-2023

© Александр Шипиленко, russianplanes.net / Сертификационный полёт на определение уровня шума. Проход борта 73051 над ВПП на высоте около шести метров. Архивное фото

5 октября на Иркутском авиационном заводе под председательством гендиректора ПАО «Яковлев» Андрея Богинского состоялось очередное заседание Управляющего комитета по внешней кооперации программы МС-21. Руководители ключевых холдингов и компаний, участвующих в реализации импортозамещения зарубежных компонентов самолёта МС-21, посетили агрегатно-сборочное производство и цех окончательной сборки, где ознакомились с ходом оснащения опытных самолётов системами и агрегатами российского производства, а также с заделом по первым серийным машинам.

На совещании рассматривались вопросы комплектации опытных образцов МС-21. Производители российских систем представили свои планы работ по обеспечению сертификации самолёта в российском облике и серийного производства 18 машин в 2024-2025 годах с последующим наращиванием выпуска до 36 машин.

20 октября генеральный конструктор «ОДК-Авиадвигатель» на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным сообщил, что в Перми на предприятии «ОДК-Пермские моторы» создано восемь двигателей ПД-14, на следующий год в планах изготовить 12 штук, а в 2025 году – 24 двигателя. «Наша сейчас задача, конечно, в начале эксплуатации будут "детские болезни", по-другому не бывает, – оперативно их устранять, модернизировать, доводить. Это задачи ближайших нескольких лет с одновременным наращиванием объёма производства. Такая ситуация сегодня по ПД-14», – сказал Александр Иноземцев.

В Объединённой двигателестроительной корпорации рассказали, что создать современный турбореактивный или турбовинтовой двигатель куда сложнее, дольше и дороже, чем новый самолёт. Более того, технологиями для производства газотурбинных двигателей обладают всего несколько стран. Перед ОДК стоит сложная задача – увеличить объём производства двигателей для гражданской авиации в три раза. До 2030 года должны быть произведены 540 двигателей ПД-14 для 270 самолётов. К этому следует прибавить 38 подменных двигателей, которые также запланированы к выпуску в ближайшие семь лет. Такие объёмы будут гарантировать бесперебойную эксплуатацию МС-21, особенно на начальном этапе освоения нового изделия.

Из шести выпущенных опытных самолётов МС-21 три остаются с двигателями PW1400G компании Pratt&Whitney, это борты 73053, 73054 и 73056. В конце августа Федеральная авиационная администрация США выпустила директиву по лётной годности двигателей линейки PW1100 и PW1400, в которой до сведения эксплуатантов самолётов с этими силовыми установками доводится информация о наличии трещин в силовых элементах турбины высокого давления (ТВД). Директива требует проведения ультразвукового контроля ступицы ТВД 1-й ступени и ступицы ТВД 2-й ступени и, в зависимости от результатов проверок, предписывает заменить повреждённые элементы конструкции.

Издание New York Post сообщало в августе, что Pratt&Whitney отозвала около 1200 своих редукторных двигателей (GTF), которые используются десятками авиакомпаний по всему миру в самолётах семейства А320/321/neo и А220.

Как пишет Bloomberg, Pratt&Whitney потратила 10 миллиардов долларов на разработку GTF, в котором используется понижающий редуктор, позволяющий вентилятору вращаться медленнее, чем турбина. В Airbus говорят, что это повышает эффективность силовой установки примерно на 20%, но поскольку некоторые компоненты GTF изнашиваются быстрее, чем ожидалось, авиакомпании вынуждены ремонтировать их раньше запланированных сроков. Число остановок самолётов A320neo с двигателями Pratt&Whitney быстро растёт, поскольку операторы снимают двигатели для ускоренных проверок, рекомендованных производителем и предписанных регулирующими органами.

По данным анализа Aviation Week, доля самолётов Airbus с двигателями PW1100G на земле на конец сентября составляла 19% или 267 самолётов из 1378 в мировом парке. Эта цифра выросла на 6% по сравнению с показателем 31 августа, когда было зарегистрировано 175 самолётов из 1358.

Российская авиакомпания S7 Airlines, которая эксплуатирует в том числе и самолёты А320neo, предупредила, что сократит количество рейсов в период зимней навигации именно из-за проблем с американскими двигателями. В связи с создавшейся ситуацией в Жуковском были выполнены проверки всех двигателей PW1400G, установленных на опытных МС-21. Контроль состояния не выявил каких-либо проблем, и самолёты могут выполнять полёты.

* * *

ГосНИИАС совместно с ПАО «Яковлев» строит новый полунатурный испытательный стенд интеграции, отработки и испытаний комплекса бортового оборудования самолёта МС-21-310рус. Существование таких стендов обусловлено необходимостью безопасной и экономически эффективной отработки и сопровождения бортовых систем перспективных и эксплуатируемых самолётов. Новый стенд станет «Электронной птицей» самолёта МС-21-310. На данном этапе идёт монтаж агрегатов и самолётных систем, а также прокладывается кабельная сеть. После этих работ станет возможной установка бортового оборудования.

Комплекс полунатурного моделирования «Электронная птица» предназначен для отработки взаимодействия комплекса бортового оборудования самолёта МС-21-310 и его программного обеспечения. С помощью имитаторов стенд позволяет испытывать настоящее оборудование лайнера в тех режимах, которые невозможно выполнить при лётных испытаниях. Ранее подобный стенд был создан для отработки систем самолёта с импортными комплектующими.

* * *

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) передал ПАО «Яковлев» первый комплект российского БРЭО для кабины пилотов МС-21-310 – пульты управления самолётными системами и светотехническое оборудование. «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (УКБП, входит в КРЭТ) разработало и наладило производство оборудования для создания единого информационно-управляющего поля кабины МС-21. Отечественная авионика полностью соответствует иностранному оборудованию, которое установлено на сертифицированной версии МС-21-300.

* * *

Сейчас в Иркутске находятся два опытных МС-21, на которых идёт замена импортного оборудования на российское – это самолёты 73055 и 73057. Борт 73055 вернётся к полётам в декабре текущего года. Некоторая часть систем на нём останется импортная, в частности крыло у этой машины изготовлено из зарубежных полимерно-композиционных материалов. А вот борт 73057, у которого крыло изначально было из российских ПКМ, будет полностью соответствовать версии МС-21-310рус с отечественными системами и агрегатами, в том числе и с двигателями ПД-14. Планово этот самолёт должен вновь подняться в небо для сертификационных полётов в апреле 2024 года.

В Жуковском на первом опытном самолёте 73051 выполнена замена одного из двигателей ПД-14 на новый. Двигатель отправлен в Пермь, где его разберут и проверят состояние механизмов после эксплуатации в составе самолёта. После замены двигателя этот борт выполняет полёты по программе улучшения аэродинамических характеристик мотогондолы. На опытном экземпляре 73053 ожидается замена программного обеспечения, после чего борт будет выполнять сертификационные полёты по минимумам категории III ICAO – точный заход на посадку и автоматическая посадка.

В октябре полёты выполнял борт 73051. Всего выполнено три полёта общей продолжительностью 9 часов 6 минут. Погода не всегда позволяла поднять машину в небо. Так, например, был запланирован полёт 23 октября, но в Москве и области в тот день стоял сильный туман, и как рассказали в Жуковском, прогнозировалось обледенение в облаках на высоте до 9 км. В полёте планировалось провести оценку соответствия контрактных характеристик двигателя, но даже небольшой лёд мог повлиять на показания датчиков, что привело бы к получению недостоверных данных. Поэтому полёт был отменён.

* * *

30 октября на телеканале «Россия 24» вышел фильм, рассказывающий о том, как работает российская промышленность по импортозамещению и, в частности для самолёта МС-21. К сожалению, рассказывая о серийных самолётах, которые поступят в парк группы «Аэрофлот» и строящиеся сейчас на ИАЗ, глава Ростеха Сергей Чемезов не сказал о сертификации лайнера в российском облике, а может быть авторы фильма не включили его слова в видеосюжет. Пресс-служба госкорпорации это видео сопровождает заголовком «МС-21 пойдёт в серию раньше на год», и у непосвящённого зрителя в этой связи может создастся ложное представление, что уже в 2024 году начнутся перевозки пассажиров на МС-21.

Однако передача «Аэрофлоту» в следующем году первых серийных самолётов не означает, что они тут же начнут выполнять коммерческие рейсы. Импортозамещённая версия МС-21-310 будет сертифицирована только в декабре 2024 года. Следовательно, с пассажирами самолёт может полететь не раньше января 2025-го, а скорее всего чуть позже. Время после получения самолётов и до сертификации будет использовано для подготовки экипажей, бортпроводников, наземного технического персонала, а также для выполнения полётов без пассажиров по будущим коммерческим маршрутам.

* * *

31 октября в 17:09 из Жуковского в Воронеж вылетел МС-21-300 с бортовым номером 73054. Самолёт доставил на ВАСО комиссию, которая должна принять решение по первому полёту опытного широкофюзеляжного лайнера Ил-96-400М.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (20 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...