В Центре компетенций Национальной технологической инициативы «Моделирование и разработка новых функциональных материалов с заданными свойствами» (ЦНМФ) завершился цикл огневых испытаний элементов конструкции самолётов МС-21 и SuperJet Aurus. В марте-апреле 2022 года в ЦНМФ были испытаны образцы отечественных композиционных материалов производства компаний Umatex и Инумит, из которых выполнено крыло и агрегаты механизации крыла самолёта МС-21. Следующим этапом станут испытания ещё ряда элементов крыла МС-21.
На Иркутском авиазаводе началась реализация инвестиционной программы, которая должна вывести производство МС-21 на промышленный уровень. Программа рассчитана до 2026 года, первые серийные образцы МС-21 из отечественных комплектующих появятся в 2024 году. На предприятии ведётся плановая подготовка кадров. Завод сотрудничает с Иркутским национальным исследовательским техническим университетом по подготовке инженерных кадров, а также в исследованиях и разработках новых технологий. Сейчас на заводе трудятся около 12 тысяч человек. К 2024 году численность работников планируется увеличить на полторы тысячи человек.
Глава Ростеха Сергей Чемезов доложил 19 мая Владимиру Путину, что первые шесть серийных самолётов МС-21 появятся в 2024 году, а серийное производство двигателя ПД-14, который будет устанавливаться на этот самолёт, начнётся в 2023 году. Также в 2023 году будут проводиться сертификационные испытания самолёта МС-21 с крылом из российских ПКМ и двигателем ПД-14.
* * *
Топливный дивизион Росатома в лице Чепецкого механического завода (АО «ЧМЗ») поставит тестовую партию титановых труб компании «Промтех-Дубна», которая производит авиационные трубопроводные системы для самолётов Superjet и МС-21.
Ранее АО «Промтех-Дубна» приобретало комплектующие у европейских поставщиков. Договоренность о поставках импортозамещающей продукции была достигнута в ходе бизнес-диалога «От импортозамещения к импортонезависимости».
* * *
Институт авиационного приборостроения «Навигатор» завершил разработку отечественной системы предупреждения столкновения в воздухе. Система реализует функции TCAS II и выдаёт экипажу рекомендации по устранению конфликтной ситуации в воздухе. С помощью запросов бортовых приёмоответчиков она определяет дальность, пеленг и относительную высоту окружающих воздушных судов. При взаимодействии с ВС, оборудованным системой TCAS II, производится совместная координация манёвра, позволяющего избежать столкновения.
Оборудование может быть использовано на всех типах самолётов, в том числе на МС-21 и SSJ100.
* * *
На российском рынке авиаперевозок из-за дефицита иностранных самолётов может начаться процесс слияния авиакомпаний, заявил в интервью РБК совладелец аэропорта Внуково и авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев. Также слияние может произойти для более эффективной эксплуатации самолётов в условиях запрета на поставку запчастей, агрегатов и комплектующих для авиатехники.
Нехватка техники будет наблюдаться, «пока не начнут массово производиться МС-21 – минимум 50 машин ежегодно». До тех пор, на протяжении следующих пяти-шести лет, перевозчикам придется летать в условиях «ограничений по техподдержке флота».
* * *
После майских праздников начались полёты МС-21 по программе сертификационных испытаний машины с двигателями ПД-14 (МС-21-310), до этого шли заводские доводочные испытания.
В мае в воздух поднимались два опытных самолёта: борты 73054 и 73055. Всего было выполнено 16 полётов общей продолжительностью 43 часа 8 минут. 31 мая опытный самолёт МС-21-310 (73055) выполнил два полёта совокупной продолжительностью три часа.