Одним из главных событий аэрокосмического салона МАКС-2021, который прошёл 20-25 июля на аэродроме Раменское в Жуковском, стал первый показательный полёт лайнера МС-21-310.
20 июля в присутствии президента России, членов Правительства и высокопоставленных чиновников два лайнера - 73053 (-300) и 73055 (-310) пролетели парой на низкой высоте над ВПП аэродрома и затем выполнили эффектный разлёт.
«То, что мы видим сегодня в Жуковском, наглядно показывает, что российская авиация обладает большим потенциалом развития, а наше авиастроение продолжает создавать новую конкурентоспособную авиационную технику», - сказал Владимир Путин, на открытии авиасалона.
Он отметил стабильное пополнение парка авиакомпаний региональными «Суперджетами» и ожидающееся уже летом следующего года начало эксплуатации МС-21. «На нынешнем авиасалоне впервые представлена его модификация с отечественным двигателем ПД-14. За этим самолётом последуют региональный Ил-114–300, лёгкий многоцелевой самолёт "Байкал", а также новые вертолёты, которых давно ждут», — подчеркнул президент России.
В Жуковский опытный самолёт МС-21-310 (борт 73055), оснащённый двигателями ПД-14, прибыл 7 июля из Ульяновска после покраски на предприятии «Спектр-Авиа». Самолёт пилотировал экипаж в составе лётчика-испытателя 1-го класса Василия Севастьянова, лётчика-испытателя 1-го класса Андрея Воропаева, инженера-испытателя Антона Кузнецова.
По словам лётчиков, самолёт хорошо показал себя в перелётах по маршрутам Иркутск - Ульяновск и Ульяновск - Жуковский. По окончании авиасалона на аэродроме Раменское продолжатся полёты лайнера по программе лётных сертификационных испытаний.
* * *
В середине месяца корпорация «Иркут» сообщила, что на ИАЗ завершена стыковка левой консоли крыла к фюзеляжу самолёта МС-21, в июне была состыкована правая консоль. Этот борт предназначен для поставки первому заказчику — авиакомпании "Россия".
МС-21 на 30% состоит из композитов. ПКМ применяются в структурных элементах первого уровня - силовых конструкциях крыла, его механизации, вертикальном и горизонтальном оперении, панели центроплана. Эти агрегаты самолёта изготавливаются из полимерных композитов компании Umatex, входящей в ГК Росатом. В 2016 году «Иркут»
До 2024 года необходимо
* * *
В преддверии МАКС'а стало известно, что авиакомпания «России» начала подготовку к началу эксплуатации МС-21 на рейсах своей маршрутной сети, которая начнётся летом 2022 года. В рамках утверждённого плана рабочей группе авиакомпании необходимо в течение года обеспечить реализацию комплекса мероприятий для осуществления коммерческих рейсов на самолётах нового для авиакомпании типа — подготовить лётный состав и членов кабинного экипажа, организовать обслуживание новой техники, доработать информационные системы, получить допуски и разработать модель выполнения технического обслуживания в аэропортах потенциальной маршрутной сети новых лайнеров.
В настоящее время уже начата работа по формированию единого плана обучения и ввода в строй работников для обеспечения эксплуатации МС-21. Совместно с представителями производителя разрабатывается модель осуществления оперативного технического обслуживания самолётов. Ведутся переговоры с провайдерами услуг для выстраивания системы поддержания лётной годности МС-21.
На МАКС-2017 авиакомпания Red Wings подписала договор с «Ильюшин финанс» на поставку шестнадцати МС-21 с 2019 года. Из-за сдвижки сроков начала серийного производства лайнера, Red Wings начнёт получать новый российский самолёт минимум с 2023 года, шесть из них будут с двигателями ПД-14. «Red Wings предстоит создать положительный имидж этого самолёта, но успех проекта будет зависеть от уровня подготовки сервисного обслуживания и объёма господдержки», —
В ходе деловой программы МАКС-2021 было объявлено, что ОАО «Аэроприбор-Восход» концерна Радиоэлектронные технологии разработало блок управления и контроля системы управления поворотом колёс передней опоры шасси (БУК СУПК) для самолёта МС-21. Изделие обеспечивает маневрирование авиалайнера при движении по взлётно-посадочной полосе и рулёжным дорожкам.
Новая разработка обеспечивает управление электрогидравлическим рулевым приводом поворота колёс передней опоры шасси, отвечает за выдачу информации об их положении в бортовые системы самолёта. Блок управления и контроля обрабатывает сигналы от систем управления летательного аппарата — угол поворота колёс зависит от отклонения рулёжных рукояток пилотов и педалей руля направления.
ОАО «Аэроприбор-Восход» разработало более 550 наименований изделий, которые устанавливаются на всех отечественных летательных аппаратах, в том числе — лайнере МС-21, истребителях Су-57 и Су-35С, космическом корабле «Союз-ТМ».
* * *
В ноябре 2021 года первый серийный самолёт МС-21, предназначенный для авиакомпании «Россия», передадут в цех лётных испытаний, в декабре самолёт выполнит первый полёт, а затем в течение полугода он будет доведён до типовой конструкции. В середине 2022-го его планируется передать перевозчику. Всего в 2022 году планируется выпустить и передать в парк «России» четыре самолёта.
* * *
На сайте РТ-Комплектимпекс были размещены очередные
- Разработка, изготовление и поставка прототипов, а также поставка серийной продукции комплекта электрогидравлических рулевых приводов основных поверхностей управления для самолётов семейства МС-21.
- Проведение лабораторных испытаний блока управления и контроля, входящего в состав системы управления поворотом колёс передней опоры шасси самолёта МС-21 на стойкость к воздействию плесневых грибов.
- Разработка и поставка системы силовых приводов для перемещения контейнеров в грузовых отсеках семейства самолётов МС-21.
- Выполнение расчётов на живучесть элементов конструкции отсеков Ф1, Ф3, Ф4А и Ф4 фюзеляжа самолёта МС-21-300.
* * *
Полёты опытных самолётов МС-21 в июле 2021 года:
Борт 73051 дата/длит. |
Борт 73053 дата/длит. |
Борт 73054 дата/длит. |
Июль-2021 | ||
01/ 0:17, 0:16 | ||
05 / 3:19 | ||
06 / 1:56 | 06 / 3:12 | |
07 / 3:39 | ||
08 / 2:52 | 08 / 3:27 | |
09 / 4:49 | ||
12 / 1:14, 0:27 | ||
13 / 0:24, 0:33 | ||
14 / 0:33 | 14 / 1:43 | |
15 / 0:19 | ||
16 / 1:06 | 16 / 2:20 | |
17 / 0:54 | ||
18 / 0:30 | ||
19 / 0:48 | ||
20 / 0:48 (?) МАКС | ||
21 / 0:16 МАКС | ||
22 / 0:07 МАКС | ||
23 / 0:07 МАКС | ||
24 / 0:13 МАКС | ||
25 / 0:13 МАКС | ||
27 / 4:20 | ||
28 / 3:08 | 28 / 3:57 | 28 / 2:03 |
29 / 3:24 | ||
30 / 1:30 | ||
6 полётов 816 минут 13 ч. 36 мин. |
20 полётов 1820 минут 30 ч. 20 мин. |
5 полётов 648 минут 10 ч. 48 мин. |
Примечание: использованы данные онлайн-сервиса отслеживания положения воздушных судов Flightradar24.com
В июле в небо поднимались четыре опытных самолёта МС-21 — 73051, 73053, 73054 и 73055 . По данным Flightradar24, всего был выполнен 31 полёт общей продолжительностью 54 часа 44 минуты. Данные по самолёту с бортовым номером 73055 в систему FR24 не передаются и в итогах не учитываются. По самолёту 73053 данные FR24 за 20 июля неполные и здесь приведены по аналогии с генеральной репетицией лётной программы первого дня работы авиасалона МАКС-2021, состоявшейся накануне.