In English: MC-21 – February 2023 digest
Текущий год должен стать завершающим в программе импортозамещения комплектующих и оборудования на самолёте МС-21. В соответствии с
В 2021 году перед открытием авиасалона МАКС редакция сайта «Авиация России» ответила на некоторые вопросы по МС-21, поступившие от одного из центральных российских изданий. Тогда в ответе на вопрос относительно разработки и импортозамещения бортового радиоэлектронного оборудования было высказано предположение, что полностью менять авионику с импортной на отечественную нет необходимости. В 2022 году российская авиационная отрасль столкнулась с небывалым давлением со стороны бывших партнёров, и теперь импортозамещение должно быть 100-процентным.
Разработка отечественных систем для МС-21 началась ещё в 2016-2017 годах. Так, например, Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП), входящее в КРЭТ, изготавливает половину всей авионики МС-21: систему управления общесамолётным оборудованием, многофункциональные индикаторы, пульты управления курсором, многофункциональные пульты управления и пульты управления индикацией.
Ещё одно предприятие Концерна радиоэлектронные технологии – Московский институт электромеханики и автоматики – разработал информационно-вычислительный комплекс комплексной системы управления для самолёта МС-21 – ИВК-КСУ-МС-21, который обеспечивает ручное и автоматическое пилотирование лайнера. Более 15 наименований изделий для информационно-вычислительного комплекса
Изначально БРЭО МС-21 включало некоторые элементы российского производства, однако самолёт создавался в широкой международной кооперации, и задача полного импортозамещения комплекса БРЭО стала актуальной в 2022 году, в настоящее время она находится в стадии реализации. Импортозамещение потребовало необходимости разработки
Программа импортозамещения на МС-21 и SSJ100 в части авионики может и должна оказать влияние и на модернизацию самолёта Ту-214. Сейчас на этой машине в кабине пилотов размещены два лётчика и бортинженер. При двучленном экипаже все функции бортинженера по управлению самолётными системами и слежению за их корректной работой берёт на себя система управления общесамолётным оборудованием (СУ ОСО). В первую очередь, автоматика исключает возможность ошибок обусловленных человеческим фактором, а с точки зрения авиакомпаний – автоматизация ведёт к сокращению затрат на обучение и оплату труда дополнительных членов экипажа.
Таким образом возникает синергия, когда современные разработки позволяют поднять на новый уровень самолёт предыдущего поколения и эффективно его эксплуатировать.
* * *
Компания ВЭБ.РФ в своём телеграм-канале
По данным ВЭБ.РФ, в 2023 году ожидается запуск станций ТО в Апатитах, Архангельске и Сыктывкаре. В 2026–2027 годах – в аэропорту Шереметьево. До 2030 года станции техобслуживания новых российских лайнеров откроют во Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске, Пензе, Новосибирске, Улан-Удэ и Чульмане.
В свою очередь, корпорация «Иркут» в рамках выставки MRO Russia & CIS 2023 представила эксплуатантам систему организации послепродажного обслуживания (ППО) для российских гражданских самолётов. Системы техобслуживания и ремонта планируется распространить на МС-21, SSJ-New, Ту-214 и Ил-114-300. Комплексная программа корпорации предполагает расширение инфраструктуры для МТО и переподготовки персонала, открытие новых мощностей для технического обслуживания и ремонта ВС. «В 2026 году мы планируем вести в эксплуатацию ангарный комплекс в аэропорту Шереметьево для обслуживания самолётов SSJ100 и МС-21», – заявил заместитель генерального директора «Иркута» по поддержке заказчиков гражданской авиационной техники Дмитрий Борисенко.
* * *
17 февраля во время встречи в Москве президентов России и Белоруссии Александр Лукашенко
«Вы когда-то в ЕврАзЭс поставили вопрос о кооперации в области авиастроения. Вот я вам должен доложить, что белорусы уже делают для МС-21 и "Суперджет 100" до тысячи комплектующих. У нас три завода военных, один – гражданский. Они раньше были ремонтными, теперь производят комплектующие», – сообщил президент Белоруссии Владимиру Путину.
* * *
Также 17 февраля состоялась рабочая встреча губернатора Воронежской области Александра Гусева с управляющим директором ПАО «Ил» Даниилом Бренерманом и директором филиала ПАО «Ил» - ВАСО Станиславом Гретченко. Даниил Бренерман рассказал, что ВАСО наращивает производство комплектующих в рамках межзаводской кооперации ОАК по программам МС-21, Ил-114-300, SSJ-New и Ил-76МД-90А.
В связи с увеличением объёмов выпуска требуется развитие созданного на базе ВАСО центра специализации по производству мотогондол для отечественных самолётов с российскими авиадвигателями. Уже сейчас на предприятии выпускают мотогондолы под двигатели ПС-90А, ПД-14, разворачивается производство для ПД-8.
* * *
В оренбургском производственном объединении «Стрела» освоили производство многоресурсных силовых замков, которые применяются для крепления съёмных элементов фюзеляжа, крыла и оперения (крышки и люки), а также для крепления внутренних съёмных элементов бортовых конструкций лайнера МС-21.
Сам замок представляет собой несложное изделие и состоит из шести деталей, но это важная составляющая в конструкции лайнера – на самолёт необходимо более 2000 различных замков. Специалистам объединения пришлось решить три технологические проблемы, в той или иной степени связанные с малыми габаритами замка, высота корпуса которого составляет всего 16 мм.
* * *
Правительство РФ подготовило паспорта инвестпроектов для обновления парка воздушных судов отечественного производства. Соответствующие контракты с предприятиями авиационной промышленности уже заключены. В сфере авиастроения в 2023 году выделяется более 237 млрд рублей, в 2024–2025 годах – свыше 32 млрд рублей. В 2023–2025 годах более 60 магистральных самолётов, включая флагманские лайнеры МС-21, обновлённые «Суперджеты» и Ту-214, получит на льготных условиях «Аэрофлот». Около 100 вертолётов семейства Ми-8 поступят в авиакомпании, выполняющие полёты в разных регионах России. В 2024–2026 годах почти 40 отечественных воздушных судов пополнят парк единой дальневосточной авиакомпании «Аврора». Среди них – «Суперджеты», самолёты «Байкал» и вертолёты Ми-171.
* * *
В Жуковском продолжаются полёты МС-21 по программе расширения сертификата типа. В феврале полёты выполнял борт 73053.
Всего самолёт совершил 15 полётов общей продолжительностью 41 час 35 минут. Из них часть полётов выполнялась для определения влияния близости земли на моментные характеристики для уточнения алгоритмов автоматической посадки по категории IIIА ИКАО. Другая часть – для определения характеристик управления при отказах механизации крыла.
На приземляющийся самолёт во время выдерживания – гашения скорости после выравнивания и до касания – в непосредственной близости земли действует экранный эффект. При посадке в ручном режиме пилот на основании своего опыта, а также с учётом скорости, веса и внешних условий, учитывает это влияние. При автоматической посадке всё это должна сделать комплексная система управления (КСУ). Для её настройки и корректировки программно-математического обеспечения выполняется серия проходов на разной высоте от 30 метров до 1-1,5 м для определения влияния различных факторов, рассказал источник в Жуковском.
Так, например, для сбора информации и настройки КСУ для парирования экранного эффекта выполнялся полёт 7 февраля.
А, например, в полёте 16 февраля определялись характеристики управления при различных отказах элеронов, одной, двух и всех трёх пар интерцепторов. Такая серия полётов выполнялась на разных высотах и с различными скоростями, пояснил собеседник «Авиации России».