МС-21 – дайджест за апрель-2023

Фото: © ОАК

Самым обсуждаемым событием в апреле 2023 года по самолёту МС-21 стала новость о перелёте борта 73056, а также самолёта SSJ100 б/н 97005 в Ульяновск на перекраску в рамках подготовки этих машин к демонстрационным полётам на авиасалоне МАКС-2023, где Объединённая авиастроительная корпорация представит новую ливрею для своих гражданских лайнеров.

Корпорация последовательно идёт к единому фирменному стилю для всех своих предприятий и организаций, и смена окраски самолётов связана именно с необходимостью привести к единообразию ливреи всех опытных образцов гражданских самолётов, которые в ближайшие годы составят основу парка российских авиакомпаний.

В одном из своих репортажей из цеха окраски предприятия «Спектр-Авиа» ОАК показала фото, где на самолёт МС-21 наносится индекс «-310». На профильных форумах и в комментариях в соцсетях сразу же обратили внимание на несоответствие индекса параметрам самолёта. Дотошные пользователи возмутились: «С каких это пор самолёт с Праттами стал МС-21-310. Это неправильно! Обман, непорядок!» Объяснение такому шагу ОАК очень простое.

В версии МС-21-300 всего было построено пять самолётов: 73051, 73053, 73054, 73056 и 73361. Первый опытный самолёт 73051 был ремоторизован под двигатели ПД-14. Самолёт, который должен был стать первым серийным – борт 73361 к апрелю следующего года будет полностью «русифицирован» в версию МС-21-310РУС. И таким образом, кроме трёх оставшихся самолётов с двигателями PW1400G больше ни одного никогда не будет – это уже история. А впереди сертификационные испытания, запуск серийного производства и начало коммерческой эксплуатации самолёта МС-21-310. Исходя из этого, индекс «-300» на обновлённой ливрее смотрелся бы нелогично, нелепо – зачем продвигать изделие, которого не существует?

Источник «Авиации России» в гражданской авиаотрасли подтвердил нам, что в сложившейся ситуации такой шаг – это маркетинговое решение.

«Добрый день! 310 нанесли исходя из той логики, что самолёт МС-21-300 производиться серийно больше не будет, и про него можно забыть. Ливрея маркетинговая, направленная на продвижение русифицированного самолёта, и этот опытный образец в том числе, поможет нам выйти на серию самолёта МС-21-310РУС», – пояснил источник в ответ на просьбу подтвердить или опровергнуть предположения редакции сайта.

Серийные поставки МС-21 с двигателями ПД-14 должны начаться в следующем году. Предполагается, что первому заказчику будут переданы шесть лайнеров. Также в 2024 году планируется передать корпорации «Иркут» 14 двигателей ПД-14, серийное производство которых наращивается на предприятии «ОДК-Пермские моторы».

В начале апреля СМИ сообщили о «начале серийного производства ПД-14», но такая формулировка не соответствует действительности. Ещё в феврале 2021 года пермское предприятие получило сертификат соответствия, который позволяет начать серийное производство ПД-14. «Полученный сертификат даёт возможность приступить к серийному производству этих двигателей. В 2021 году планируется произвести несколько новых ПД-14, которые будут использованы для резерва при лётных испытаниях нового самолёта МС-21-310», – говорил тогда индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков.

В декабре того же года на выездном правительственном совещании в Перми гендиректор Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов отметил необходимость господдержки при выводе двигателя на рынок. По его словам, в рамках этапа ОКР было обеспечено создание малосерийного производства в объёме до 10 двигателей в год. Наращивание объёмов выпуска ПД-14 требует определить источники финансирования для выхода производства на мощность 50 двигателей в год и организации стартовой системы послепродажного обслуживания.

В ноябре 2022 года правительство РФ одобрило выделение 44 млрд рублей на программу субсидирования расширения производства двигателей ПД-14, ПС-90А, ПД-8 и ТВ7-117СТ-01. В течение двух лет ОДК необходимо обеспечить выпуск около полусотни двигателей ПД-8, а также двадцати ПС-90А и четырнадцати ПД-14.

Помимо отечественных двигателей идёт серийное производство крыла и центроплана из российских композиционных материалов на ульяновском предприятии «АэроКомпозит». В этом году планируется выпустить четыре самолётокомплекта, в 2024-м их количество вырастет до шести.

«На предприятии в Ульяновске всё делается из российских материалов, ничего импортного практически не осталось: композитные материалы российские, вспомогательные материалы российские, краски российские, герметики российские. Здесь уже полностью весь процесс импортозамещён», – сообщил первый заместитель генерального директора корпорации «Иркут», гендиректор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский во время посещения предприятия главы региона Алексея Русских.

«Сейчас на заводе ведётся серийное производство, мы вносим небольшие изменения в конструкцию композитного крыла, так как в процессе импортозамещения у нас меняются некоторые компоненты. Но это не глобальные изменения, и "АэроКомпозит" находится в графиках и планах, которые задала корпорация "Иркут"», – пояснил руководитель предприятия.

Желание ведущих СМИ подогреть общество яркими заголовками по устаревшему новостному поводу ничего кроме разочарования и удивления не вызывает. Это относится к массовым сообщениям 6 и 12 апреля о начале серийного производства ПД-14 и «чёрного» крыла МС-21. Такие «новости» ущемляют отечественный авиапром и двигателестроение, «доброжелатели» и «негордые» вполне резонно могут задать вопрос: «А чем же вы занимались всё это время?» И формально будут правы.

Хорошей новостью стало сообщение главы Ростеха Сергея Чемезова о стоимости МС-21 для российских авиакомпаний. Он заявил, что стоимость новых МС-21 для «Аэрофлота» и других перевозчиков будет значительно ниже рыночной.

По его словам, это осознанный шаг государства, чтобы снизить нагрузку на авиакомпании и на доступность авиабилетов, в стоимость которых входит лизинговый платёж. При этом государство поможет авиапрому частично компенсировать стоимость самолётов, подчеркнул Чемезов. «Аналогичные подходы работают во многих странах, в той же Европе или Китае, где власти осознанно субсидируют стоимость авиатехники для перевозчиков, чтобы поддержать конкурентоспособный уровень цен», – заявил глава Ростеха.

В госструктурах сообщили, что стоимость МС-21 составит порядка 3 млрд рублей для российских авиакомпаний, аналогичный Boeing стоит 5-6 млрд рублей.

В Крыму на заводе «Фиолент» в рамках импортозамещения идёт производство трансформаторов для региональных самолётов SSJ-New и авиационных электрических машин (генераторы, двигатели, трансформаторы) для МС-21, сообщил 25 апреля глава республики Сергей Аксёнов.

По его словам, у завода в четыре раза вырос объём заказов, в том числе гособоронзаказа. Предприятие загружено и набирает дополнительный персонал. Завод получил 40 млн рублей субсидии из республиканского бюджета и ещё 70 млн рублей должно поступить от Минпромторга РФ на обновление станочного парка.

В апреле самолёты МС-21 совокупно выполнили 16 полётов общей продолжительностью чуть более 47 часов.

После длительного перерыва, связанного с использованием в наземных сертификационных испытаниях, в небо поднялся борт 73056, на котором выполнялся облёт перед перелётом в Ульяновск на перекрашивание.

Борт 73053 выполнял полёты по программе заводских испытаний на проверку обновления программного обеспечения, устранения замечаний, полученных во время сертификационных полётов.

Также в небо поднимался борт 73055 для уточнения характеристик двигателей ПД-14, которые были установлены на самолёт взамен отработавших два года.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (23 оценок, среднее: 4,91 из 5)
Загрузка...