Лазерно-ультразвуковая структуроскопия будет следить за качеством композитных деталей

6-9 сентября 2016 года Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ «МИСиС») в рамках международного военно-технического форума «Армия-2016» представил практические разработки ведущих учёных для оборонного комплекса. В числе изобретений, которые продемонстрировали разработчики, уникальный лазерно-ультразвуковой структуроскоп для обнаружения микроскопических дефектов, сообщается на сайте НИТУ «МИСиС».

Мелкие дефекты металлических и композитных изделий, подверженных переменным напряжениям, могут с лёгкостью перерасти в крупные трещины и в итоге привести к разрушению деталей. Особенно эта проблема актуальна в авиастроении, где нарушение целостности силовых элементов легко может привести к катастрофе с человеческими жертвами. Современные гражданские лайнеры А-350 и Boeing 787 Dreamliner состоят из композитов более чем наполовину, новый отечественный самолёт МС-21 — на треть. Но в сравнении с привычным для авиастроения алюминием композиты менее изучены. Поэтому в России уже ведутся разработки систем мониторинга состояния силовых композитных компонентов современных пассажирских самолётов.

«В отличие от традиционного УЗИ, в лазерно-ультразвуковой структуроскопии для создания зондирующих импульсов используется лазер, а для регистрации эхо-сигналов — сверхширокополосные пьезоприёмники. Это позволяет повысить в 6–10 раз пространственное разрешение УЗ-контроля, а также его чувствительность, получать количественную информацию о состоянии материала — упругих модулях, пористости, напряжённых состояниях, различать жёсткие и мягкие неоднородности. Применение разработки в авиастроении, производстве и эксплуатации спецтехники поднимет на новый уровень их качественные характеристики и надёжность», — прокомментировал представленную разработку сотрудник Кафедры общей физики и волновых процессов физического факультета МГУ профессор Александр Карабутов.

Лазерно-ультразвуковой структуроскоп обладает повышенным пространственным разрешением до 50 микрон с проникающей способностью до 40 мм. Устройство позволяет получать объёмные изображения изделий и оценивать механические характеристики и форму дефектов. В частности, становится возможным обнаружение расслоений между последовательными слоями композитных материалов.

Прототип новой автоматизированной системы неразрушающего контроля был успешно испытан в ЦАГИ на углепластиковых кессонах крыла МС-21 во время нагрузочных испытаний. Мелкосерийное производство уже началось с расчётом на удовлетворение нужд отечественной авиакосмической промышленности, сообщает сайт 3D-принтеры сегодня.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...