Специалисты спасательного судна "Эпрон" из состава аварийно-спасательного отряда Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота провели работы по подъёму со дна Чёрного моря фрагментов пикирующего бомбардировщика Пе-2 времён Великой Отечественной войны. Об этом 24 декабря сообщил журнал
Историческая находка была обнаружена на глубине 80 метров на дне Чёрного моря у побережья Краснодарского края в районе населённого пункта Джубга. Со дна моря были подняты 2 двигателя и часть крыла. Работы по подъёму фюзеляжа и второго крыла были приостановлены из-за ухудшения погодных условий и продолжатся после установления благоприятной погоды.
Перед началом работ по подъёму фрагментов пикирующего бомбардировщика место было осмотрено с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата. На дне остропку и контроль подъёма проводили 4 водолаза.
После подъёма частей "Пе-2", специалисты выполнят их очистку и в случае обнаружения данных, позволяющих идентифицировать самолёт (номера двигателей, пулемётов, и пр.) передадут данные в соответствующие организации для выяснения информации о бомбардировщике и его экипаже.
* * *
Прототип советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря 1939. Этот самолёт прошёл всю Великую Отечественную войну, применялся сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщика, истребителя, разведчика. Лётчики ценили «пешку» за её надёжность, прочность, манёвренность и мощное вооружение.
Разработка летательного аппарата началась группой конструкторов и инженеров во главе с В.М. Петляковым в специальном ЦКБ-29 НКВД в середине 1938 года. Сначала речь шла о создании высотного истребителя ВИ-2 с большой дальностью полёта, но после визита советских военных представителей в Германию было принято решение переориентировать проект на изготовление пикирующего бомбардировщика с мощным оборонительным вооружением.
На переделку отводилось всего полтора месяца. Конструкторы изменили компоновку кабин экипажа, высотные двигатели М-105 заменили на силовые установки М-105Р без турбокомпрессоров, что не позволяло подниматься на большие высоты. Для ускорения процесса внедрения решили обойтись результатами испытаний ВИ-100. Поэтому прототипов и опытных машин Пе-2 не строили, а сразу запустили в производство самолёты 1-й серии. Это произошло в третьей декаде июня 1940 года.
Натурный макет построили и утвердили в кратчайшие сроки, срочно выпускаемые рабочие чертежи тут же передавались на заводы. Уже в 1941 году Пе-2 начал выпускаться серийно. Вооружение состояло из четырёх пулемётов ШКАС, планировалась нормальная бомбовая нагрузка в 600 кг, ещё 400 кг можно было подвесить снаружи при полётах на небольшие расстояния.
Как пояснили в пресс-службе Центрального аэрогидродинамического института, испытания Пе-2 проводились на ключевых установках института и позволили увеличить его живучесть, улучшить боевые характеристики. В частности, проводились исследования на флаттер, осуществлялись работы по сокращению дистанции взлёта с применением пороховых ускорителей. Благодаря работам специалистов института максимальная скорость Пе-2 возросла с 485 до 547 км/ч, а скороподъёмность до высоты 5000 м сократилась с 10,5 до 8,5 минут. Кроме того, в годы войны ученые центра авиационной науки спроектировали для «пешки» шасси на воздушной подушке, но эта новация не дошла до использования в серийном производстве.
Пе-2 принимал участие в боевых действиях с первого дня войны. Так, уже 22 июня 1941 года 17 бомбардировщиков 5-го бомбардировочного авиаполка Южного фронта разбомбили Галацкий мост через реку Прут. К 1943 году эти самолёты заняли первое место по количеству в бомбардировочной авиации, постоянно доказывая свою эффективность. Например, за один день 16 июля 1943 года лётчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса на 115 бомбардировщиках уничтожили 55 вражеских танков, 229 автомашин, 11 зенитных и три полевых орудия, 12 пулемётных и миномётных точек, семь складов горючего и боеприпасов. На этих машинах сражались лучшие лётчики нашей страны. Только один И.С. Полбин, дважды Герой Советского Союза, совершил на Пе-2 180 боевых вылетов.
Выпуск машин Пе-2 велся силами нескольких авиационных заводов:
- Казанские предприятия №22 и №124;
- Московский завод №39 (позднее в эвакуации в Иркутске);
- Иркутский завод №125.
Всего было построено немногим более 11 тыс. самолётов Пе-2. Ключевым производителем стал завод №22, изготовивший более 10 тыс. машин.
Самолеты использовались не только в СССР. Так, в ходе летнего наступления 1941 года некоторое число Пе-2 ранних серий было захвачено немецкими войсками. Использовать трофеи они не стали, а передали технику финнам после проведения ремонта и установки части немецкого оборудования. Финские лётчики эксплуатировали, по крайней мере, семь машин Пе-2 вплоть до 1946 года. Машины применялись в Карелии, в районе Ленинграда и над Балтийским морем.
В последние военные годы и после войны самолёты Пе-2 поставлялись ряду государств Восточной Европы. Первыми машины получила Польша, но в боях польские самолёты участия принять не успели. Всего полякам досталось не менее 120 машин, простоявших в эксплуатации до начала 50-х годов. Чехословакия переименовала полученные самолёты в В-32 и СВ-32 (боевой и учебный вариант, соответственно), которые находились в строевых частях до зимы 1951 года.
Самолёт известен и как герой повести «Хроника пикирующего бомбардировщика» писателя Владимира Кунина, которая была экранизирована в 1967 году. Можно сказать, что «Пешка» честно выполнила все задачи, стоящие перед ней. Её выпуск прекратился зимой 1945–1946 годов, когда советская промышленность перешла на производство более прогрессивных бомбардировщиков Ту-2.