Крупнейшие авиакомпании улучшили свои показатели на фоне сокращения совокупного пассажиропотока

Согласно статистике Федерального агентства воздушного транспорта, кризис в сегменте российских авиаперевозок продолжает набирать темп. В первом квартале 2016 года пассажиропоток сократился до 16,5 млн человек - на 2,8% по сравнению с первым кварталом прошлого года.

Падение трафика российских авиаперевозчиков продолжается второй год подряд. По данным Росавиации, в первом квартале 2016 года пассажиропоток сократился на 2,8% (до 16,5 млн человек) по сравнению с первым кварталом прошлого года, когда авиаперевозчики впервые за шесть лет отметили сокращение основных показателей. По сравнению с первым кварталом докризисного 2014 года перевозки пассажиров сократились на 5%. Темпы падения трафика ускорились: в 2015 году перевозки сократились на 2,3% (до 17 млн человек).

Примечательно, что по итогам февраля падение пассажиропотока остановилось и даже был зафиксирован рост на 0,9%, который объяснялся високосным годом с «лишним» днём. Март 2016 года опроверг оптимистичные прогнозы на "выход из пике" - перевозки снизились на 2,7% по сравнению с мартом 2015 года. При этом процент занятости кресел на внутрироссийских рейсах вырос сразу на 5,2 процентного пункта (до 76,5%), а на международных — на 1,3 п.п. (до 79,2%). Объём перевезённых грузов и почты составил 252 842,35 тонн, что на 10,2% больше показателя прошлого года.

Первый квартал не только сохранил все тенденции начала кризиса, но и усилил их. Международные перевозки наращивают темпы падения, энергичней растут внутренние перевозки. Год назад пассажиропоток на международных линиях снизился на 15,6% по сравнению с первым кварталом 2014 года, в этом году падение составило 22,5% (до 5,7 млн пассажиров) к первому кварталу прошлого года. Год назад внутрироссийские авиаперевозки выросли на 11,4%, в этом году рост пассажиропотока за первый квартал составил 12,5% - 10,7 млн перевезенных пассажиров. При этом следует учитывать, что внутренние перевозки оказывают всё большее влияние на сводную статистику перевозок.

Дело в том, что за два года кризиса структура рынка претерпела кардинальные изменения. Накануне кризиса доли международных и внутренних перевозок были приблизительно равны - в первом квартале 2014 года 50,5% пассажиров приходилось на долю международных перевозок. В этом году в первом квартале распределение долей следующее: 34,5% у международных перевозок, 65,5% – внутренние.

При этом наращивание внутреннего трафика и сокращение международного не вызывает оптимизма у перевозчиков, так как большинство внутренних направлений принято считать заранее убыточными. Даже без учёта рентабельности, международные направления способны собирать больше выручки, чем внутренние, так как в среднем эти направления просто длиннее.

Показатель, который объединяет в себе оба ключевых фактора - количество пассажиров и дальность полётов – пассажирооборот - сократился за два года на 17,4% (первый квартал этого года по сравнению с первым кварталом 2014 года), в этом году упал на 8,6%, в прошлом на 8,3%.

Пятёрка крупнейших авиакомпаний («Аэрофлот - российские авиалинии», «Сибирь», «Ютэйр» «Уральские Авиалинии», «Победа») показала в большинстве случаев внушительные результаты работы за первый квартал: перевозки пассажиров выросли на 22,3%, пассажирооборот увеличился на 14,5%. Из всего топ-5 перевозчиков этого года отрицательная динамика есть только по пассажирообороту и только у «Ютэйр» (пассажирооборот сократился на 8,4%, но количество перевезённых пассажиров авиакомпании увеличилось на 17,9%).

Флагманы рынка стали ещё крупнее, сконцентрировав большее количество перевезённых пассажиров. Так в первом квартале 2016 года на самых крупных перевозчиков - «Аэрофлот - российские авиалинии», «Сибирь», «Ютэйр» «Уральские Авиалинии», «Победа» - пришлось 69% перевезенных пассажиров. Эти же самые авиакомпании по итогам 2015 года перевезли 54,9% от всего трафика.

В прошлом году, топ-5 крупнейших перевозчиков, которую составили «Аэрофлот - российские авиалинии», ушедшая с рынка «Трансаэро», «Сибирь», «Ютэйр» и «Уральские Авиалинии», перевезли 66,9%.
При этом все крупнейшие перевозчики после ухода с авиарынка «Трансаэро» существенно увеличили число перевезённых пассажиров: «Аэрофлот» — на 13,9%, «Сибирь» — на 25,9%, «ЮТэйр» — на 17,9%, «Уральские авиалинии» — на 17%, «Победа» — в два с половиной раза. В течение 2016 года объединение авиакомпаний в структуре Группы "Аэрофлот" может ещё больше изменить расстановку сил на рынке авиаперевозок.

Всего 35 авиакомпаний, чью статистику публикует Росавиация, перевезли в первом квартале 99,1% пассажиров и показали рост перевозок на 14%, пассажирооборота - на 15,1%. Но в прошлом году на долю этих же компаний приходилось 84,5% перевозок. Это означает, что основное сокращение числа перевозок пришлось на учитываемую в статистике прошлого года авиакомпанию «Трансаэро», которая сейчас находится в стадии банкротства. Таким образом, хотя заметные участники рынка смогли улучшить показатели, значительная часть пассажиров «Трансаэро» и ушедших с рынка иностранных компаний так и осталась нераспределенной.

Ближайшее будущее сегмента пассажирских авиаперевозок, по мнению экспертов, зависит от восстановления популярных международных направлений (Египет и Турция) и от повышения рентабельности работы авиакомпаний по внутренним направлениям. Причём изменение ситуации, связанной с экономикой перевозок, зависит не только от оптимизации бизнеса авиакомпаний, но и от действий правительства. В середине апреля авиакомпании официально обратились с просьбой пересмотреть тарифы на субсидируемые перелёты, которые не менялись несколько лет, в то время как расходы компаний и аэропортовые тарифы постоянно росли.

Кроме того, авиакомпании ждут от властей решения об обнулении НДС для внутренних перевозок и разрешения ситуации с ростом ставок и тарифов в аэропортах.

Заметны усилия авиакомпаний, которые они прикладывают для увеличения рентабельности. За последний год (с января по март) процент занятости пассажирских кресел во всей гражданской авиации составил 75,9%, увеличившись на 1,1 процентный пункт. Год назад салоны самолётов использовали менее эффективно, средняя загрузка была на уровне 74,8%, за год сократилась на 1,3%.

Впрочем, здесь есть значительные резервы для увеличения эффективности, по данным международной ассоциации воздушного транспорта, в Европе коэффициент загрузки самолётов составляет 85,1%. Наибольшую эффективность показали перевозчики со значительной долей чартерных рейсов, «АЗУР эйр» улучшила и без того высокую загрузку на два процентных пункта до 95,2%. У "РОЯЛ ФЛАЙТ" она составила 95%, увеличившись на 6 процентных пункта. Сразу две авиакомпании из пятёрки крупнейших увеличили загрузку салонов выше 80%. Авиакомпания "Сибирь" за год увеличила процент занятости пассажирских кресел на 9,1 процентных пункта до 81,3%. Ещё выше показатель у «Победы» - 81,7,% (рост 2,1% процентных пункта).

Источник: Гудок.ру (http://www.gudok.ru/analytics/?ID=1335491)

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...