К очередной годовщине со дня рождения Павла Соловьёва – от Д-20П до ПД-14

Павел Александрович Соловьёв / Фото: © пресс-служба ОДК

Сегодня отмечается 108-я годовщина со дня рождения Павла Александровича Соловьёва – выдающегося конструктора авиационных двигателей, основателя пермской конструкторско-технологической школы. Его инженерные решения определили развитие российского двигателестроения на несколько десятилетий вперёд. Его вклад в отечественное двигателестроение отражают инициалы Соловьёва в названии двигателя четвёртого поколения ПС-90А, серийный выпуск которого идёт на предприятии «ОДК-Пермские моторы».

Павел Александрович родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Ивановской области в семье крестьянина. В 1934 году он поступил в Рыбинский авиационный институт, где получил фундаментальные знания по авиационной технике. После окончания института в 1940-м Соловьёв начал работать в опытно-конструкторском бюро завода № 19 в Перми, который стал центром отечественного двигателестроения. В годы Великой Отечественной войны он занимался совершенствованием поршневых двигателей, а в 1953 году возглавил бюро, переключившись на разработку газотурбинных силовых установок.

Прорывом в советском двигателестроении стало создание Соловьёвым двигателя Д-20П для самолёта Ту-124 – первой отечественной серийной двухконтурной силовой установки. Технология двухконтурности позволила кардинально повысить топливную эффективность, увеличить тягу при снижении удельного расхода топлива. Развитием этой концепции стал двигатель Д-30КП для тяжёлого транспортного самолёта Ил-76. Эта силовая установка в течение многолетней эксплуатации показала исключительную надёжность и экономичность и стала одной из наиболее успешных разработок в истории советской авиации.

Когда в 1970-е годы перед отечественным авиастроением встала задача создания нового поколения двигателей для магистральных пассажирских самолётов, коллектив пермского ОКБ-19 под руководством Соловьёва разработал двигатель ПС-90А. Это была первая в СССР силовая установка четвёртого поколения со степенью двухконтурности 4,5 и тягой 16000 кгс.

ПС-90А – современные технологии и постоянное совершенствование

Сплав примерно из 20 технических компонентов, разработанный металлургами в конце ХХ века, позволил повысить температуру газа перед турбиной до 1600 К, за счёт чего были достигнуты высокие показатели термодинамической эффективности ПС-90А. В конструкции силовой установки впервые в отечественном двигателестроении были применены узлы из полимерных композиционных материалов, благодаря которым была снижена масса двигателя при сохранении прочностных характеристик.

Опыт, накопленный при создании ПС-90А, стал фундаментом для проектирования двигателя пятого поколения ПД-14, технологические решения и методологические подходы, заложенные Соловьёвым, определяют современные направления развития российского авиадвигателестроения.

Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук СССР Павел Александрович Соловьёв также избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Его научные труды и изобретения создали фундамент для пермской школы двигателестроения, которая продолжает развивать отечественные технологии. В Перми в честь Павла Соловьёва названа одна из улиц, в сквере у завода установлен памятник. Рыбинский государственный авиационный технический университет также носит имя Павла Соловьёва.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...