Сверлильные машины с автоматической подачей (СМАП), созданные на Иркутском авиазаводе, прошли испытания и готовы к работе. Инструмент полностью заменил иностранный инструмент, который перестал поставляться в 2022 году из-за антироссийских санкций. Специалисты учли недостатки зарубежных моделей и разработали более совершенную версию. Уже этим летом новые машины начнут использовать при сборке МС-21, сообщает заводская газета «Иркутский авиастроитель».
Главное преимущество импортозамещённых СМАП – лёгкость и компактность, вес инструмента снижен за счёт применения дюраля для изготовления корпуса. Конструкцию упростили, а двигатели установили мощнее. Ещё одно новшество – контролируемая подача смазочно-охлаждающей жидкости.
«На иностранных прототипах СОЖ подаётся сразу, как включаешь СМАП, а пока сверло не дошло до пакета, это не нужно. Жидкость вылетает в воздух, – объяснил инженер по инструменту, инженер-технолог отдела 546 Владимир Олеников. – На наших машинах кнопку подачи СОЖ можно включить чуть позже, перед началом сверления, с помощью специального клапана, который предотвращает потерю жидкости. Она попадает в магистраль и уходит по специальным каналам прямо в сверло».
Разработкой СМАП занимались сотрудники отделов 536, 320, 318 и 311. Они проанализировали замечания рабочих и внесли улучшения в техническое задание. Почти все детали для новых сверлильных машин производят на самом авиазаводе, включая кожух двигателя, напечатанный на 3D-принтере. Он не только защищает механизм, но и снижает шум.
СМАП применяются для разделки отверстий в зоне стыка крыла с фюзеляжем – одном из самых сложных участков сборки. Здесь нужен малогабаритный и мощный инструмент. Проект по созданию СМАП признали на ИАЗ лучшим в 2024 году за вклад в развитие производства.
Иркутские сверлильные машины в три раза дешевле западных, а режущий инструмент – вдвое. При этом качество остаётся на высоком уровне. В ходе испытаний было подтверждено, что СМАП обеспечивают нужную чистоту и шероховатость отверстий.
В ближайших планах – выпуск всех модификаций сверлильных машин для полного отказа от импорта. Это позволит обеспечить бесперебойную работу бригад цеха 249 на сборке МС-21 и уйти от зависимости от иностранных поставщиков.