13 мая 1980 года лётчик-испытатель С. Горбик и бортинженер П. Игнатенко впервые подняли самолёт Ан-3 с опытным двигателем ТВД-20 Омского моторостроительного конструкторского бюро.
Ан-3 был создан на базе самолёта Ан-2, хорошо зарекомендовавшего себя отличными лётными качествами, простой управления и высокой надёжностью. Изначально Ан-3 создавался для сельского хозяйства, но его также можно было применять на всех видах работ, на которых работал Ан-2.
«Модификацию можно сделать намного быстрее, чем новый самолёт и обходится она дешевле. Когда появилась нужда в самолёте для тушения пожаров или геологоразведки, для проводки караванов судов во льдах или борьбы со степными грызунами, перевозки грузов в контейнерах или для аэрофотосъёмки, мы прежде всего задумывались: нельзя ли не создавать новый самолёт, а приспособить один из существующих серийных самолётов к выполнению новой задачи путём небольшого изменения конструкции.
Так появились десятки модификаций самолётов Ан-2, Ан-12, Ан-24 и другие. В создании нового сельскохозяйственного самолёта наш коллектив пошёл именно по этому пути», – писал генеральный конструктор Олег Константинович Антонов о создании самолёта Ан-3.
К сожалению, Ан-3 в советские годы дальнейшего развития не получил в связи с бюрократическими препонами и проблемами с двигателем ТВД-20, да и изменения, которые тогда шли в стране, не способствовали развитию авиации. В начале 2000-х Ан-3 выпускался небольшой серией на омском производственном объединении «Полёт», после чего в 2009 году производство самолёта было приостановлено.
Сейчас историю легендарного самолёта Ан-2, продолжает его модификация ТВС-2МС, созданная в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. Чаплыгина. Так сложилось, что и сам Ан-2, и его лучшая модификация с разницей в 70 лет были созданы и поднялись в небо в одном городе – в Новосибирске.
Изготовлением самолёта ТВС-2МС занимается ООО «