Первый полёт 29 сентября 2016 года / (с) ОАК

Як-152 — учебно-тренировочный самолёт начальной подготовки

Качественные изменения, происходящие в последние годы в структуре ВКС и системе подготовки военных лётчиков в России, потребовали серьёзного обновления учебно-материальной базы учебных заведений Воздушно-космических сил РФ. С 2010 года на вооружение поступает реактивный учебно-боевой самолёт нового поколения Як‑130, предназначенный для повышенной лётной подготовки курсантов училищ и лётчиков строевых частей ВКС, в конце 2015 года начались испытания спортивно-пилотажного самолёта с крылом обратной стреловидности СР-10, который Минобороны России готово закупить в количестве 100 штук, если испытания самолёта завершатся успешно.




Но первоначальную лётную подготовку, по мнению командования ВКС, целесообразнее проходить на более простом в пилотировании учебном самолёте. Это мировая практика, когда молодые лётчики (и не только военные) делают «первые шаги в небе» на простых в управлении и надёжных учебных самолётах с различными типами двигателей.

История создания Як-152 начинается в начале 2000 годов, когда президентом ОКБ им. Яковлева Олегом Демченко было принято решение о переобозначении создаваемого учебно-тренировочного самолёта Як-54М в Як-152 для подчеркивания его преемственности с известным серийным самолётом Як-52. При этом ОКБ планировало начать сборку самолёта уже в 2001 году. Проектирование велось за счёт собственных средств ОКБ им. Яковлева, которое было готово оплачивать НИОКР вплоть до первых поставок самолётов заказчикам. Стоимость самолёта составляла не менее 100 тыс. долл., спрос в России оценивался в количестве от 200 до 800 машин.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и напомнить, что в это же время ОКБ им. Яковлева начало проектировать новый пассажирский среднемагистральный самолёт МС-21, работы над которым также велись на собственные средства ОКБ. Ограниченность финансовых ресурсов предопределяла поиск инвестора, яковлевцы нашли его в Китае.

Китай был очень заинтересован в УТС типа Як-152, его предполагалось использовать для подготовки лётчиков китайских ВВС и гражданских пилотов. В конце 2006 года планировалось подписать соглашение о совместной разработке на базе Як-152 нового учебно-тренировочного самолёта первоначального обучения L-7.

В конце 2008 года разработка конструкторской документации на Як-152 находилась в завершающей стадии, на следующий год документы должны были передаваться на арсеньевский авиазавод "Прогресс", где планировался серийный выпуск самолётов, и через год-полтора предложить его российским ВВС. В том же 2008 году Як-152 участвовал в конкурсе на УТС первоначального обучения. Победителем был определен самолёт Су-49, однако Минобороны эту тему тогда не финансировало.

В 2010 году в Китае поднялся в воздух первый прототип самолёта L-7 спроектированный и построенный совместно с ОКБ Яковлева на базе Як-152.

2013 год стал переломным в судьбе самолёта. В августе того года СМИ сообщили, что командование ВВС России заинтересовалось проектом самолёта начальной лётной подготовки Як-152. Об этом в интервью РИА Новости перед открытием авиасалона МАКС-2013 рассказал лётчик-испытатель ОКБ имени Яковлева Роман Таскаев. По его словам, военные приступили к разработке технических требований к новому самолёту.

«Возможно, будет принято решение, что будем его строить для отбора и первоначальной подготовки лётчиков. Он будет поршневой, но это даст экономию средств на производство и эксплуатацию. Размеры у него будут как у Як-52, но в нем будут учтены новые технологии и требования, чтобы была преемственность для перехода на Як-130», ─ рассказал Таскаев.

В ноябре 2013 года разработка технических требований к УТС первоначального обучения совместно ВВС с ОКБ имени Яковлева была развёрнута в полном объёме. Поставки нового учебно-тренировочного самолёта российским ВВС планировали начать в 2016 году. В течение года была доработана под требования ВВС России разработанная ранее на самолёт Як-152 конструкторская документация. Серийное производство предполагалось организовать на Иркутском авиационном заводе.

Весной следующего года Рособоронпоставка объявила открытый конкурс на выполнение опытно-конструкторских работ по теме «Разработка учебно-тренировочного комплекса первоначальной лётной подготовки лётчиков на базе учебно-тренировочного самолёта первоначальной подготовки Як‑152» для нужд Министерства обороны Российской Федерации под шифром "Птичка-ВВС". Стоимость контракта на создание самолёта была определена Минобороны в 300 млн рублей. Потенциальный головной исполнитель проекта - корпорация "Иркут" оценивала стоимость исполнения контракта в 318,7 млн рублей. В конкурсных условиях оговаривалось, что самолёт должен пройти госиспытания и быть принятым на вооружение не позднее 25 ноября 2016 года.

Победителем конкурса было объявлено ОКБ им. А. С. Яковлева, которое представило проект комплекса в составе самолёта Як‑152, процедурного тренажёра, учебных компьютерных классов и системы средств объективного контроля. Самолёт первоначальной подготовки Як-152 входит в учебно-тренировочный комплекс Як-130 и предназначен для решения задач первоначального обучения и профессионального отбора лётчиков на ранней стадии подготовки.

Летом 2014 года на Иркутский авиазавод начала поступать рабочая конструкторская документация, на заводе приступили к подготовке производства для изготовления опытной партии УТС Як-152. В сентябре вся документация была передана на завод, началось проектирование технологической оснастки для изготовления первых планеров самолётов. 23-25 сентября 2014 года в ОКБ имени Яковлева Минобороны провело заседание макетной комиссии, которая дала оценку выполненных по госконтракту работ.

Основные ЛХТ УТС Як-152
Тип двигателя,
кол-во х мощность, л.с.
поршневой дизельный
RED A03

1 х 500
Расположение экипажа тандем
Макс. взлетный вес, кг 2125
Макс. запас топлива, кг 200
Макс. нагрузка, кг 550
Макс. скорость, км/ч 500
Скорость горизонтального полёта, км/ч 380
Посадочная скорость, км/ч 145
Скороподъёмность, м/сек 8
Практический потолок, м 4000
Макс. дальность полёта, км 1500
Макс. эксплуатационная перегрузка, ед. +5/-3
Длина разбега/пробега, м 300/450
Геометрические размеры
Длина, мм 7220
Высота, мм 2470
Размах крыла, мм 8820
Диам. винта, мм 2500

Макетная комиссия отметила удачную аэродинамическую компоновку самолёта, применение на самолёте катапультируемых сидений, шасси с носовой стойкой, систему индикации с четырьмя многофункциональными дисплеями в обеих кабинах, аналогичными тем, что установлены на самолёте Як-130. Отмечалось также, что самолёт не требует ангарного хранения, может базироваться на грунтовых площадках, выполнять полёты в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью.

Макетной комиссии был представлен полноразмерный макет самолёта Як-152 построенный Отраслевым специальным конструкторским бюро экспериментального самолётостроения Московского авиационного института (ОСКБЭС МАИ) в варианте, предложенном для ВВС России, с дизельным двигателем RED Aircraft A03 V12. Было отмечено, что в связи с отсутствием в России авиадвигателя необходимой мощности, на Як-152 предполагалась установка авиадизеля иностранного производства, работающего на авиационном керосине. Комиссией было предложено рассмотреть возможность установки на самолёт альтернативного двигателя для снижения степени риска проекта в целом.

Двенадцатицилиндровый двигатель RED A03 V12 разработан немецкой компанией RED Aircraft GmbH. В 2011 году двигатель RED A03 V12 успешно завершил очередной этап лётных испытаний на самолёте Як-52. В проекте создания двигателя одним из основных инвесторов выступает российский инвестиционный холдинг «ФИНАМ». Основатель компании RED Aircraft GmbH Владимир Райхлин - известный в мире моторист и автогонщик - первый, кому удалось добиться значительных успехов в создании эффективного дизельного мотора, работающего на авиационном керосине, который, помимо высокой надёжности и экономичности, был бы безопасным, долговечным и экологичным.

В 2015 году должны были быть изготовлены первые два лётных экземпляра самолёта Як-152, которые планировалось задействовать в проведении государственных испытаний, и два самолёта для наземных статических и ресурсных испытаний. Завершить государственные испытания УТС Як-152 намечали в 2016 году.

* * *

Як-152 представляет собой двухместный одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом, убирающимся трёхопорным шасси с носовым колесом. Самолёт оснащается 12-цилиндровым дизельным двигателем RED A03 V12 мощностью 500 л.с. с трёхлопастным винтом изменяемого шага. Двигатель установлен на моторной раме через амортизационные втулки. Воздух для охлаждения двигателя поступает через жалюзи в передней части капота.

Як‑152 имеет двухместную кабину с расположением пилотов по схеме «тандем». Переднее место предназначено для ученика, заднее - для инструктора. Пилотирование Як‑152 возможно одним пилотом из передней или задней негерметичных кабин, которые оснащены системами обогрева и вентиляции забортным воздухом.

Управление самолётом осуществляется центральной ручкой, вся полётная информация выводится на два жидкокристаллических монитора. Установленное на самолёте оборудование позволяет начинающему пилоту приобретать навыки обращения с современным пилотажно-навигационным, радиосвязным и прицельным оборудованием.

В 2013 году самарский завод "Авиаагрегат", входящий в холдинг "Технодинамика" по собственной инициативе приступил к проведению опытно-конструкторских работ по шасси для ЯК-152 до подписания договора. Было подготовлено техническое предложение, а в апреля 2014-го приступили к техническому проекту. В декабре 2014 года началась разработка рабочей конструкторской документации (РКД). В марте 2015-го для технологической подготовки производства технологам были переданы разработанные 3D-модели и габаритные чертежи. Ещё через несколько месяцев, в июне, РКД передана заводу-изготовителю.

Шасси Як-152 спроектировано из надёжных конструкционных материалов и с применением проверенных временем конструкторских и технологических решений. Амортизационные качества опор шасси с колёсами низкого давления и небольшие длины разбега при взлёте и пробега при посадке позволяют эксплуатировать самолёт на небольших грунтовых аэродромах. Уборка и выпуск шасси осуществляются электроприводами, а торможение колёс - с помощью гидравлики.

Самолёт, оснащённый двигателем RED A03, рассчитан на эксплуатацию с максимальной эксплуатационной перегрузкой до +5/-3 g, при первоначальном проектировании с двигателем М-14Х закладывались перегрузки +9/-7 g.

Максимальная скорость горизонтального полёта самолёта - до 500 км/час, потолок — 4 000 м, длина разбега — не более 300 м, дальность полёта — 1 500 км. Ресурс Як‑152 должен составить не менее 10 тысяч часов, 30 лет и 30 тысяч посадок.

Проекции трёх видов самолёта
Проекции трёх видов самолёта

Планер Як-152 цельнометаллический за исключением обшивки рулей и элеронов, которые изготовлены из углепластиков. Цельнометаллический фюзеляж полумонокок усилен четырьмя лонжеронами. Неразъёмное однолонжеронное крыло набрано из двояковыпуклых асимметричных профилей и снабжено элеронами и выдвижными закрылками, улучшающими взлётно-посадочные характеристики. Несущая поверхность крепится к фюзеляжу в четырёх точках, расположенных на лонжероне и задней стенке.

Высокая надёжность, простота конструкции, подходы к агрегатам и коммуникациям систем обеспечивают удобство обслуживания с минимальными затратами на подготовку к полётам при использовании минимума общедоступных аэродромных средств. Аэродинамическая компоновка крыла, формы в плане и профилировка - выбраны из условия обеспечения функций самолёта первоначального обучения и пилотажного.

Планируется, что на самолёте Як‑152 курсанты военных лётных заведений будут обучаться технике пилотирования и основам навигации, фигурам высшего пилотажа, а также групповым полётам. Як‑152 даст возможность отработать технику пилотирования по приборам (под шторкой) при полёте по маршруту и заходе на посадку с использованием аэродромных посадочных систем, действия в особых случаях в полёте и другие вопросы. Наличие тренажёрного комплекса с единым программным обеспечением сделает процесс обучения более эффективным.

Самолет Як‑152 и учебно-тренировочный комплекс на его базе имеют целый ряд конкурентных преимуществ. Среди них: возможность безангарного хранения и базирования на аэродромах с небольшой прочностью грунта, возможность выполнения полётов в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью, использование инновационного дизельного двигателя, работающего на керосине, и ряд других.

По оценке специалистов, бортовое оборудование Як‑152 позволит работать в сложных метеоусловиях. Оснащение самолёта обеспечит начинающим пилотам возможность получить практические навыки в использовании современного пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. Як‑152 стал первым самолётом малой авиации, для которого Раменское приборостроительное конструкторское бюро в последние годы специально разработало бортовое радиоэлектронное оборудование.

Новая учебная машина будет соответствовать современным требованиям безопасности. Як‑152 позволит отрабатывать действия молодых лётчиков при вводе самолёта в штопор и выводе из него. На самолёте устанавливается сверхлёгкий комплекс средств аварийного покидания КСАП‑152 с креслами СКС-94М2 разработки научно-производственного предприятия «Звезда».

В случае возникновения аварийной ситуации, не позволяющей продолжать полёт, комплекс обеспечивает спасение экипажа при высоте полёта 10 м и выше и скорости полёта от 70 до 400 км/час.

Выполнение программы первоначальной лётной подготовки на самолёте Як‑152 с применением наземных технических средств обучения и системы объективного контроля позволяет сократить затраты на профессиональную подготовку курсанта в несколько раз.

Использование двух учебных самолётов — поршневого Як‑152 на начальном этапе обучения и реактивного Як‑130 в ходе продвинутого — станет оптимальным сочетанием в системе подготовки курсантов ВКС: поскольку Як‑152 имеет полностью унифицированное с Як‑130 информационно-управляющее поле кабины, молодые пилоты смогут быстрее освоить самолёт Як‑130, после чего будут готовы перейти уже на боевые самолёты.

* * *

В настоящее время (апрель 2016 г. - прим. Авиация России) на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) — филиале корпорации «Иркут» — идёт строительство четырёх опытных образцов Як‑152. Два самолёта предназначены для проведения лётных испытаний, один — для наземных статических испытаний, и ещё один — для наземных ресурсных испытаний. После завершения госиспытаний ИАЗ приступит к серийному выпуску самолётов Як‑152.

7 июня 2016 г. стало известно, что Минобороны России заказало 150 машин, и уже до конца 2016 года самолёт должен подняться в небо.

По мнению экспертов, общие потребности Минобороны РФ в учебно-тренировочных самолётах типа Як‑152 оцениваются в 250–300 единиц. Кроме того, представители российского ДОСААФ заявили о желании приобрести свыше 100 таких учебных машин для своих учебных авиационных центров.

Специалисты высоко оценивают экспортный потенциал Як‑152. К самолёту уже проявили интерес за рубежом, в частности в странах СНГ. Так, 16 марта 2016 года ДОСААФ Республики Беларусь заключило рамочный договор на поставку Як-152 для своих структур.

Поскольку Як‑152 после соответствующей доработки и адаптации может эксплуатироваться и в гражданских целях, ожидается, что он будет востребован в других организациях, осуществляющих первоначальную лётную подготовку.

Дополнено:

27 августа 2016 года в Иркутске был выкачен первый лётный прототип УТС Як-152.

29 сентября учебно-тренировочный самолёт первоначальной лётной подготовки Як-152 на аэродроме Иркутского авиационного завода совершил первый полёт.

3_1_1
29 сентября 2016 года - подготовка к первому полёту УТС Як-152 / фото (с) ОАК
1_1_1
29 сентября 2016 года - первый полёт УТС Як-152 / фото (с) ОАК

Источники:

Андрей Величко
апрель-сентябрь 2016 г.

Оцените статью: +1+2+3+4+5
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ

НОВОСТИ НАШИХ ПАРТНЁРОВ
Loading...