Разрабатывается совместным предприятием CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation), созданным на паритетных началах АО "Объединённая авиастроительная корпорация" и китайской авиастроительной корпорацией COMAC.
Проектирование ведётся в инженерном центре в Жуковском (Московская область), строительство лайнера будет производиться в Шанхае.
Самолёт CR929 должен быть на 10-15 процентов лучше по топливной эффективности, чем его конкуренты. Планируется сделать его более электрическим, но при этом требования экономической эффективности входят в противоречие с требованиями безопасности, в том числе и по применению электрических компонентов. Современные электрические компоненты пока не удовлетворяют требованиям по массе, поэтому конструкторы выбирают те комплектующие, которые максимальным образом по своим параметрам удовлетворяют решению задачи снижения массы ВС и повышению его топливной эффективности.
Традиционно большая часть оборудования на воздушных судах имеет гидравлический привод или приводится в действие пневматической системой за счёт отбора воздуха от двигателей. Это, например, касается управления механизацией крыла, приводами шасси. В CR929 электричество будет управлять системой экологического контроля двигателя, реверсированием тяги, торможением и управлением полётом.
Использование композитов превысит 50%. Композитное крыло самолёта будет иметь сверхкритический профиль нового поколения, что обеспечит низкий аэродинамический шум и «многодисциплинарную оптимизацию». Ожидается, что композитные элементы конструкции планера, крыла, горизонтального и вертикального оперения, а также элементы механизации будут изготавливаться на заводах ЗАО "Аэрокомпозит" в Ульяновске и Казани. В тоже время, для оптимизации логистики рассматриваются варианты строительства специализированного предприятия на Дальнем Востоке.
Размеры версии CR929-600:
Данные неофициальные, взяты из открытых источников.
- Размах крыла, м - 63,9
- Длина, м - 63,25
- Высота, м - ~17
- Диаметр фюзеляжа, м - 5,9
- Макс. взлётный вес, т - 245
- Необходимая тяга двигателей, тс - 2х35,4
Базовая версия лайнера будет обозначаться как CR929–600, младшая версия – CR929–500, а старшая версия – CR929–700.
- CR929-500 > 230 кресел > 14 000 км
- CR929-600 > 280 кресел > 12 000 км
- CR929-700 > 320 кресел > 10 000 км
Сборка первого прототипа начнётся в 2021 году, первый полёт опытного самолёта запланирован на 2025 год, испытания пройдут в период с 2025 по 2027 год, получение сертификата типа и начало коммерческой эксплуатации - 2027 год.
Добавлено 15 июля 2020 г.
Из-за возникающих сложностей в совместной работе с китайскими партнёрами плановый срок начала серийных поставок самолёта CR929 сдвигается на 2028-2029 годы. Об этом 8 июля 2020 г. на заседании комитета по экономической политике Совета Федерации заявил гендиректор ПАО "Корпорация Иркут" Равиль Хакимов.
По мнению главного конструктора лайнера с российской стороны Максима Литвинова, в ближайшие 20 лет российский рынок ШФДМС составляет 50 самолётов, китайский - 450-500 бортов.
По данным ОАК, которые были представлены перед МАКС-2017, потребность России в широкофюзеляжных самолётах до 2037 года с вместимостью до 325 кресел составляет 80 ВС, Китая - 1030. Самолётов пассажировместимостью более 325 кресел России потребуется 35 и Китаю 205 бортов.
Лента новостей по программе ШФДМС CR929