як-25рв

Як-25РВ. Высотный разведчик и самолёт-мишень

Фото: © из архива ОКБ им. А. С. Яковлева

В конце 1950-х годов, в разгар Холодной войны, Советский Союз остро нуждался в самолёте, способном вести разведку на высотах, недоступных для американских истребителей. Ответ на этот вызов был найден в виде глубокой модификации истребителя Як-25, получившего обозначение Як-25РВ. Этот самолёт был разработан в ответ на появление американского разведывательного самолёта Lockheed U-2, который в 1956-1960 годах совершил 24 безнаказанных полёта над территорией СССР.

Як-25РВ представлял собой совершенно новый самолёт, отличающийся от своего предшественника Як-25Р. Конструкция самолёта претерпела значительные изменения, включая перекомпоновку фюзеляжа, замену стреловидного крыла на прямое, а также изменение схемы уборки шасси. Но главным изменением стала установка нового крыла большей площади и размаха, что привело к увеличению удлинения крыла и повысило аэродинамическую эффективность.

Самолёт был рассчитан на практический потолок 20000-21000 метров, максимальная скорость на высоте 15000 метров составляла 900 км/ч, на высоте 20000 метров – 800 км/ч. Дальность полёта на высоте 20000 метров – 2500 км, на высоте 16000-18000 метров – 3500 км и на высоте 13000-14000 метров – 5000 км. Для достижения необходимых высотных характеристик, Як-25РВ был оснащён высотными двигателями Р-11В-300, которые обеспечивали высокую тяговооружённость. В июле 1959 года лётчик-испытатель Владимир Смирнов установил на Як-25РВ два мировых рекорда высоты полёта с грузом 2 000 и 1 000 кг, достигнув соответственно 20 174 и 20 456 метров.

В 1961 году Як-25РВ был принят на вооружение Советской Армии. Однако, несмотря на высокие лётные характеристики, самолёт имел ряд недостатков. Отсутствие воздушных тормозов и закрылков ограничивало его манёвренность, а малый ресурс двигателей и несовершенство оборудования делали его сложным в эксплуатации. При этом учитывая высокие скоростные и высотные характеристики, помимо разведывательной роли, Як-25РВ активно использовался как самолёт-мишень при отработке систем перехвата.

В 1961-1965 годах было выпущено 155 самолётов Як-25РВ, из которых 74 были пилотируемыми, а 81 – беспилотными. После выработки ресурса большая часть пилотируемых Як-25РВ была переоборудована в радиоуправляемые беспилотные самолёты-мишени, пока их не заменили более современные МиГ-25Р/РБ и крылатые ракеты-мишени. Як-25РВ стал первым советским высотным разведчиком, который смог противостоять американскому Lockheed U-2 и сыграл важную роль в отработке систем перехвата.

Сегодня Як-25РВ можно увидеть в музее ВВС РФ в Монино, где он является одним из редких экспонатов, напоминающих о достижениях советского авиастроения в годы Холодной войны.

По материалам: Роман Астахов. Русская Сила. Высотный самолёт-разведчик Як-25РВ

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...