Семён Лавочкин

Вклад ОКБ Семёна Лавочкина в Победу над фашистской Германией

В начале 1939 года Советское правительство объявило конкурс по созданию новых боевых самолётов, участие в котором приняли работавшие в Первом главном управлении Наркомата авиационной промышленности Владимир Горбунов, Семён Лавочкин и Михаил Гудков. Выдвинутый ими проект скоростного истребителя «К» получил поддержку наркома авиапромышленности М.М. Кагановича.

Самолёт «К» имел цельнодеревянную конструкцию, и завод в подмосковных Химках №301 с хорошим деревянным производством как нельзя лучше подходил для постройки опытного экземпляра. В сентябре 1939 года на заводе было организовано новое опытно-конструкторского бюро, возглавляемое тремя главными конструкторами: В.П.Горбуновым, С.А.Лавочкиным и М.И.Гудковым.

В начале 1940 года постройка опытного экземпляра самолёта, получившего по номеру завода индекс И-301, была закончена и 30 марта 1940 года самолёт совершил первый полёт. Прошедшие в 1940 году государственные испытания подтвердили перспективность машины. Однако правительством была поставлена задача увеличить дальность полёта с 600 до 1000 км, что было выполнено на втором опытном экземпляре и подтверждено контрольными испытаниями в конце 1940 года.

Истребитель Ла-5ФН

Приказом НКАП от 9 декабря 1940 года первый опытный экземпляр И-301 стал именоваться ЛаГГ-1, а второй экземпляр с увеличенной дальностью – ЛаГГ-3, который был принят к серийному производству. За создание ЛаГГ-3 главные конструкторы В.П.Горбунов, С.А.Лавочкин и М.И.Гудков весной 1941 года стали лауреатами Сталинской премии.

В тяжёлых условиях войны конструкторы ОКБ существенно улучшили ЛаГГ-3, увеличив его скорость примерно на 100 км/ч, повысили скороподъёмность, манёвренность и другие характеристики. Самолёт, рождённый в подмосковных Химках, в годы войны строился на заводах № 21 в Горьком, № 31 в Таганроге и затем в Тбилиси, № 153 в Новосибирске, № 23 в Ленинграде, № 381 в Москве и № 99 в Улан-Удэ.

К этому времени вся работа по доводке самолёта сосредоточилась в руках С.А. Лавочкина. В.П. Горбунов указанием наркомата был освобождён от руководства, а М.И. Гудков занялся самостоятельной конструкторской деятельностью.

За годы Великой Отечественной войны в ОКБ Лавочкина были разработаны несколько серийных истребителей: Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7. С 1941 по 1945 год в СССР с конвейеров сошли 22435 истребителей конструкции Лавочкина. По сути, каждый третий советский самолёт-истребитель того времени был создан в ОКБ Лавочкина. На них воевали и асы, и недавние выпускники лётных училищ.

Сборочный конвейер истребителей ЛаГГ-3

За создание самолёта Ла-5 в июне 1943 года главный конструктор Семён Лавочкин был удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал лауреатом Сталинской премии, орденами и медалями награждены многие работники ОКБ и серийного завода.

Ла-7 стал одним из лучших самолётов-истребителей II мировой войны. Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб за время своей боевой работы на истребителях Ла-5 и Ла-7 сбил 62 самолёта противника. За создание истребителя Ла-7 в январе 1946 года Лавочкин в третий раз стал лауреатом Сталинской премии. В целом, истребители ОКБ Лавочкина, наряду с истребителями ОКБ Яковлева составляли костяк советских ВВС в период Великой Отечественной войны.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...