В Новосибирске пройдут испытания Як-40ЛЛ с двигателем на основе сверхпроводников

5 февраля 2021 года на аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина состоится официальная выкатка самолёта Як-40ЛЛ со сверхпроводящей интегрированной электроэнергетической силовой установкой. В ходе презентации планируется проверить совместную работу всех систем самолёта, в том числе маршевой силовой установки и демонстратора гибридной силовой установки, выполнить пробежки по ВПП аэродрома. Об этом сообщает новосибирский общественно-политический портал ЧС-ИНФО.


18 декабря 2020 года в СибНИА на экспериментальный летательный аппарат Як-40ЛЛ был установлен электрический двигатель на сверхпроводниках и выполнены его пробные запуски с воздушным винтом. Изделие является частью демонстратора гибридной силовой установки, которую разрабатывает ЦИАМ. Инновационный электродвигатель мощностью 500 кВт (679 л.с.) создан компанией «СуперОкс». Ранее он прошёл комплекс испытаний на специальных наземных стендах. Теперь на очереди следующий важный этап – лётные испытания.

 

"Наши разработки опираются на многолетние исследования и испытания: у нас за плечами сотни изготовленных прототипов обмоток и около десяти изготовленных и испытанных образцов двигателей разной мощности. Российские учёные первыми в мире могут начать испытания электрического авиационного двигателя на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП), за которым, мы верим, будущее всей авиационной индустрии", – отметил председатель совета директоров компании «СуперОкс» Андрей Вавилов.

Специалисты СибНИА укрепили носовую часть Як-40ЛЛ, убрали третий средний двигатель АИ-25, а вместо него установили турбовальный двигатель ТВ2-117 с электрогенератором.

Особенность двигателя заключается в применении в качестве обмоток высокотемпературных сверхпроводников второго поколения. Постоянный ток вырабатывает генератор на постоянных магнитах. Это первый в России производитель электроэнергии авиационного назначения мощностью более 150 кВт. КПД агрегата достигает 96%.

Максимальная частота вращения ротора электродвигателя составляет 2500 оборотов в минуту, номинальное напряжение — 800 В, масса двигателя — 95 кг, диаметр — 0,45 м, длина — 0,4 м. Расход жидкого азота для охлаждения обмоток оценивается в 6 л/ч.

В ЦИАМ уточнили, что КПД электрических двигателей на ВТСП составляет 98%. При мощностях более 500—1000 кВт удельная масса подобных электрических машин будет существенно ниже, чем у традиционных.

Энергоэффективный двигатель для авиации – одно из магистральных направлений перспективного развития энергосберегающих и "зелёных" технологий современного двигателестроения. Россия - первая, где создан двигатель с применением технологии высокотемпературной сверхпроводимости. ВТСП позволит в разы снизить массу летательных аппаратов, уменьшит шум и потребление топлива. Разработка гибридной силовой установки осуществляется в «большой кооперации». В ней участвуют ЗАО «СуперОкс», НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», СибНИА им. Чаплыгина, Уфимский государственный авиационный технический университет, Московский авиационный институт, ООО «Экспериментальная мастерская «Наука-софт», ООО «Авиа-Турбо». ЦИАМ выступает в роли головного разработчика.

Работы ведутся на средства гранта Фонда перспективных исследований. На основе этого электродвигателя ЦИАМ по контракту с Минпромторгом России создал демонстратор гибридной силовой установки, которая пройдёт первые "полевые" испытания 5 февраля.




Отвратительно!ПлохоНовость ни о чёмХорошоОтличная новость! (14 оценок, среднее: 4,86 из 5)
Загрузка...