Учебно-тренировочный самолёт на базе истребителя МиГ-15

Фото: лицензия Creative Commons

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1949 г. и приказом МАП от 13 апреля 1949 г., в целях обучения лётного состава ВВС ОКБ-155 было поручено разработать двухместный учебно-тренировочный вариант истребителя МиГ-15. Однако работы по созданию УТИ МиГ-15 (И-312) начались ещё в ноябре 1948 г. по рекомендации ГК НИИ ВВС, отмеченной в акте по государственным испытаниям самолёта С-3.

Прототип самолёта УТИ МиГ-15 был построен на базе серийной машины №104015 производства завода №1 и 23 мая 1949 г. выпущен на заводские лётные испытания, которые завершились 20 августа. Первый взлёт был совершён 27 июня 1949 г.

На данном самолёте за счёт уменьшения первого фюзеляжного бака установили вторую, инструкторскую, кабину. Обе герметические кабины оборудовались катапультными сидениями и фонарями, сбрасываемыми в случае аварии с помощью пиромеханизма. Изменению подверглись также управление самолётом и топливная система. Систему управления из кабины инструктора кинематически связали с управлением учлёта. Управление элеронами облегчили путём установки бустера, управление рулём высоты и рулём направления - изменением компенсации. Кроме того, угол установки стабилизатора был изменен на +2°.

Топливная система включала три фюзеляжных топливных бака ёмкостью 1110 л и два подвесных бака по 260 л. Также на самолёте были установлены две аккумуляторных батареи 12-А-30 для обеспечения автономного запуска двигателя. Специальное оборудование самолёта состояло из прицела АСП-1Н, радиостанции РСИ-6К, радиополукомпаса с отметчиком РПКО-10М, переговорного устройства СПУ-2М, кислородного прибора КП-14 и фотоаппарата АФА-ИМ. Впоследствии самолёт получил на вооружение прицел АСП-3Н, радиостанцию РСИУ-3 и систему опознавания «Барий-М».

Вооружение включало одну пушку НР-23 (боезапас 80 патронов) и один пулемёт УБК-Э (боезапас 150 патронов). Как и на истребителе МиГ-15, все агрегаты стрелково-пушечной установки на «спарке» монтировались на специальном опускающемся лафете. Для контроля выполнения учебно-тренировочных заданий по воздушной стрельбе на самолёт установили фотокинопулемёт С-13. Кроме того, была возможна подвеска двух бомб калибра 50 или 100 кг под крылом на бомбодержатели БД2-48 МиГ.

27 августа УТИ МиГ-15 предъявили в ГК НИИ ВВС на госиспытания, однако выявленные дефекты заставили прекратить их 25 сентября. Вскоре, на период с октября 1949 г. по 1 апреля 1950 г., самолёт передали на авиабазу в Кубинку для всесторонней проверки и оценки его эксплуатационных возможностей лётным составом ВВС. В начале апреля машину вернули ОКБ для осмотра после пробной эксплуатации и устранения недостатков, выявленных в НИИ ВВС. После их устранения 17 мая 1950 г. УТИ МиГ-15 вновь поступил на контрольные испытания, которые завершились через шесть дней с удовлетворительными результатами. Самолёт выпускался серийно на заводах №1, №99, №135 и №153.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...