На Международной выставке вооружений IDEX 2025, которая проходит в Абу-Даби, представитель Уральского завода гражданской авиации рассказал корреспонденту РИА Новости, что два опытных самолёта УТС-800, переданные Министерству обороны для проведения лётных испытаний, приступили к полётам.
В сообщении отмечается, что лётчики-испытатели не ощущают никаких моментов от винта, которые нужно активно парировать, у самолёта высокая скороподъёмность, а большая тяговооружённость создаёт ощущение динамичной машины. При этом корреспондент не задал главного вопроса: какой двигатель установлен на этих опытных машинах?
Разработку силовой установки для УТС-800 ведёт УЗГА – это турбовинтовой двигатель ВК-800СМ, также он будет применяться на пассажирском самолёте ЛМС-901 «Байкал» и российско-белорусском ЛМС-192 «Освей». Разработка двигателя ВК-800 началась в начале 2000-х годов на предприятии «ОДК-Климов» (тогда ФГУП «Завод им. В.Я. Климова»). Изначально проект был инициативным и финансировался за счёт собственных средств предприятия. Основной целью ставилось создание турбовального двигателя ВК-800В для лёгких вертолётов «Ансат» и Ка-226.
В 2003-2007 годах на ВК-800В был разработан полный комплект документации, выпущен эскизный проект, изготовлен опытный образец двигателя, который в 2008 году успешно прошёл стендовые испытания. Однако в последующие 10 лет работа над двигателем была свёрнута, а на «Ансат» решили устанавливать импортный турбовальный двигатель.
2018 год
Решение о возобновлении работ над двигателем мощностью до 800 л.с. было принято весной 2018 года, его предназначение сместилось с турбовальной версии на турбовинтовую модификацию ВК-800С, предназначенную для самолётов L-410 и перспективного ЛМС-901 «Байкал». Разработка велась совместно УЗГА с ООО «Научно-производственным центром «Лопатки. Компрессоры. Турбины».
Со стороны УЗГА ВК-800С разрабатывали специалисты филиала «Пратт-Уитни Россия» (PWRus), закрытого в 2014 году из-за санкций. Проанализировав конструкторскую документацию на ВК-800С, инженеры-конструкторы пришли к выводу, что для самолёта «Байкал» двигатель требует полного перепроектирования. Проект получил новое название ВК-800СМ – ВК-800С модернизированный.
2019 год
В сентябре 2019 года ЦИАМ выдал одобрение на аванпроект применения двигателя ВК-800СМ в качестве силовой установки самолёта «Байкал» с рекомендацией разработать как двухдвигательный, так и однодвигательный варианты ЛМС-901. В том же месяце техдокументация для адаптации двигателя на «Байкал» была передана на УЗГА.
Двигатель ВК-800СМ становится ключевым для турбовинтовых региональных самолётов
2022 год
В мае 2022 года технический директор дивизиона «Двигатели» УЗГА Леонид Худорожков сообщил, что первый полноценный образец двигателя ВК-800СМ планируется получить в декабре-2022, а предсерийные образцы ожидаются в марте 2023 года.
«Июль – это месяц, когда мы соберём первые две базовые установки для проверки конструктивных элементов двигателя – камера сгорания и компрессор – то, что является сердцем, основными элементами. Они уходят на испытания в отраслевые институты – в Центральный институт авиационного моторостроения в Москве», – сказал Леонид Худорожков, добавив, что в испытаниях будут задействованы 12 опытных двигателей ВК-800СМ, идёт изготовление первого газогенератора, его сборка будет завершена в июне и на это же время намечено начало испытаний.
Он пояснил, что в составе двигателя 1,5% иностранных компонентов двух производителей. Российские предприятия-кооперанты ведут разработку этих элементов. «Мы получаем первые образцы, и опытно-конструкторская разработка, завершившись, уже не предполагает использование иностранных компонентов. Поэтому серийное производство будет полностью из российских компонентов», – добавил технический директор.
В сентябре УЗГА сообщил о начале стендовых испытаний газогенератора двигателя ВК-800СМ на собственной стендовой базе. Были выполнены холодные прокрутки и «горячие» запуски, в ходе которых газогенератор выводился на рабочий режим. На стенде был смонтирован сам газогенератор, а также все 11 систем, обеспечивающие испытания, в том числе топливная, масляная, гидравлическая. Управление газогенератором с первого запуска осуществлялось с помощью цифрового блока автоматического регулирования.
2023 год
В марте 2023 года в УЗГА сообщили, что стендовые испытания камеры сгорания завершились. Достигнуто существенное превышение высотности запуска относительно технического задания. Подтверждён надёжный розжиг камеры сгорания на высотах до 8000 м. Во время испытаний выполнено более 100 запусков газогенератора с проверкой розжига от одной свечи и пониженным напряжением сети. Все испытания прошли успешно.
Однако об изготовлении предсерийных образцов ВК-800СМ, как годом ранее обещал технический директор дивизиона «Двигатели» УЗГА Леонид Худорожков, информации не было.
В конце 2023 года предполагалось передать ВК-800СМ на лётные испытания в составе летающей лаборатории Як-40ЛЛ в СибНИА, а на третий квартал 2024 года планировалось выполнить первый полёт самолёта «Байкал» с новым двигателем. Завершение сертификации ВК-800СМ намечалось на конец 2024 года. В общей сложности в Новосибирске планировали выполнить около 20 полётов, в ходе которых двигатель должен был быть проверен на устойчивость, управляемость и возможность запуска в воздухе.
О том, состоялись ли лётные испытания в составе Як-400ЛЛ ни СибНИА, ни УЗГА не сообщали.
Разработка многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал» находится на этапе ОКР
2024 год
В сентябре 2024 года глава Минпромторга Антон Алиханов заявил в интервью телеканалу «Россия-24», что программа разработки ВК-800СМ находится на этапе опытно-конструкторских работ.
По словам министра, на 2025 год запланировано завершение сертификации двигателя и винта, сертификат типа на самолёт «Байкал» с двигателем ВК-800СМ должен быть выдан в 2026 году. Поставки – первые пять самолётов, также намечены на 2026 год.
В декабре УЗГА передал Минобороны РФ два опытных самолёта УТС-800, однако о типе силовой установки на них также не сообщалось.
2025 год
На выставке IDEX 2025 в Абу-Даби (17-21 февраля 2025 г.) УЗГА демонстрирует масштабную модель самолёта УТС-800, к этому же мероприятию пресс-служба завода подготовила в Телеграм небольшую презентацию о преимуществах нового учебно-тренировочного самолёта. УТС-800 с турбовинтовым двигателем удешевит подготовку лётчиков и позволит более экономически эффективно обеспечить процесс обучения, говорится в презентации.
«Турбовинтовой двигатель был выбран, исходя из ключевого параметра – стоимости лётного часа, которая определяется в большой степени двигателем, частотой и стоимостью его капитального ремонта. Турбовинтовые двигатели экономичней, чем реактивные. УТС-800 позволяет экономить деньги, т.к. по сравнению с используемым сейчас для обучения самолётом L-39 с реактивным двигателем, УТС-800 по стоимости лётного часа более экономичен», – отметили в пресс-службе УЗГА.
Всё изложенное не даёт однозначного ответа на вопрос о текущем статусе работ по двигателю ВК-800СМ. Но по косвенным признакам есть основания предположить, что опытные самолёты УТС-800, которые проходят лётные испытания, оснащены новой российской турбовинтовой силовой установкой: было бы странным и непонятным, если бы военные испытывали самолёт с импортным двигателем.
Сообщения о текущем статусе работ по ВК-800СМ отсутствуют по причине того, что двигатель предназначен для учебно-тренировочного самолёта, который УЗГА разрабатывает в интересах прежде всего, Министерства обороны РФ, а российское военное ведомство не имеет привычки сообщать о проектах, которые ведутся в интересах обороны страны, «Орешник», – как пример, и это создаёт неопределённость в отношении информации о реализации проекта.
Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»