В ходе совещания по вопросам развития инфраструктуры Дальнего Востока, проходившего во Владивостоке 3 сентября, президент России Владимир Путин потребовал от чиновников дать разъяснения по поводу постоянных переносов сроков создания регионального самолёта ЛМС-901 «Байкал». Он подчеркнул, что к 2030 году пассажиропоток на внутренних рейсах Дальнего Востока должен вырасти до 4 миллионов человек в год, и для этого требуется развитие авиапарка и повышение доступности авиаперелётов.
Выступая на пленарной сессии ВЭФ-2014, президент вновь обратил внимание на вопрос создания регионального самолёта. Владимир Путин подчеркнул необходимость ускорения разработки и запуска серийного производства пассажирской версии «Байкала». Он заявил, что самолёт должен быть конкурентоспособным по цене и техническим характеристикам, чтобы перелёты на нём были доступны для широкого круга граждан.
Также глава государства подчеркнул, что Россия должна развивать собственное самолётостроение, чтобы создавать надёжные и качественные воздушные суда в необходимых объёмах. Это позволит сделать авиаперелёты более доступными для населения, особенно на Дальнем Востоке, где наблюдается большой дефицит воздушного транспорта.
Самолёт ЛМС-901 разработан дочерней компанией Уральского завода гражданской авиации – ООО «Байкал-Инжиниринг», Москва, ИНН 0326566225, не путать с ООО «БАЙКАЛИНЖИНИРИНГ», Иркутск, ИНН 3812094270.
Самолёт «Байкал» будет разрабатывать ООО «Байкал-Инжиниринг»
16 августа 2019 года на портале госзакупок Минпромторг РФ объявил открытый конкурс на проведение НИОКР «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации проекта создания лёгкого многоцелевого самолёта для местных воздушных линий» Шифр «ЛМС». По итогам конкурса исполнителем проекта был выбран УЗГА.
Заявка на участие в конкурсе другого претендента – ООО «Байкал-Инжиниринг» была отклонена из-за недоперечисления Сбербанком 68 копеек в счёт конкурсного взноса. Компания подала жалобу, ФАС её рассмотрела и выдала распоряжение об отмене конкурса. В начале сентября 2019 года Минпромторг отменил выбор конкурсной комиссии и объявил новый конкурс. 26 сентября комиссия подвела его итоги и выбрала исполнителем уже «Байкал-Инжиниринг». Ознакомиться с протоколом комиссии можно на
14 января 2020 года Владимир Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос о проектировании и запуске серийного производства самолёта «Байкал» на основе прототипа ТВС-2ДТС, а также его сертификации с учётом реализации проекта по созданию лёгкого многоцелевого самолёта. Особое внимание правительство должно было обратить на объёмы и источники финансирования соответствующих работ, а также финансово-экономические и лётно-технические параметры самолёта.
Комментируя слова Владимира Путина, высказанные им на пленарном заседании ВЭФ, вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральному округе Юрий Трутнев заявил, что подрядчика по созданию самолёта ЛМС-901 «Байкал» необходимо менять. «Прежде всего всё-таки надо вернуться на несколько шагов, чтобы поменять подрядчика», –
Глава Минпромторга Антон Алиханов парировал, что министерство не видит целесообразности в смене подрядчика. Отставание от графика в производстве «Байкала» не требует пересмотра договорных отношений с производителем, смена подрядчика увеличит срок создания самолёта, заявил он в кулуарах ВЭФ-2024.
«Смена подрядчика на данном этапе не ускорит, а, напротив, затянет срок реализации проекта. Кроме того, процедура неминуемо будет включать судебные разбирательства и штрафы. Конечным результатом будет необходимость проведения новых конкурсных процедур и серьёзное ухудшение финансового положения производителя, который, помимо реализации гражданских проектов, является также исполнителем в рамках ГОЗ», –
Двигатель ВК-800СМ становится ключевым для турбовинтовых региональных самолётов
На самолёт ЛМС-901 «Байкал» будет устанавливаться турбовинтовой двигатель ВК-800СМ, который разрабатывает группа конструкторов УЗГА. Зимой 2023 года двигатель прошёл стендовые испытания, но сообщений о начале его лётных испытаниях не было, также не сообщается его готовность и причины задержки сертификационных полётов летающей лаборатории с ВК-800СМ.
«Что касается сдвига сроков, есть объективная причина, связанная в первую очередь с тем, что, когда проводился конкурс на отбор этого проекта, это был конец 2019 года, были несколько другие обстоятельства, связанные с тем, что мы рассчитывали на использование международной кооперации. В первую очередь это касается винта и двигателя. И первая модификация "Байкала", она была с иностранным двигателем и винтом», – сказал Мантуров.
Он добавил, что нужно рассчитывать только на российский двигатель ВК-800СМ. Его сертификация завершится к концу 2025 года, в 2026 год предстоит сертификация непосредственно на самолёте и начало поставок авиакомпаниям, проинформировал вице-премьер. При этом он добавил, что в следующем году могут быть пересмотрены планы производства пассажирских самолётов до 2030 года – ближе к завершению сертификационных работ по большинству российских самолётов.
«Пока рано. Пересматривать мы будем в следующем году. Тогда будем понимать более чёткие параметры, исходя из того, что мы будем подходить к завершению всех сертификационных процедур, и будем понимать окончательно, какое количество, в какие годы, какие авиакомпании будут получать», – сказал он журналистам.