TNI: не слушайте скептиков, у России есть настоящая революционная система – Су-57

Фото: лицензия Creative Commons

Истребитель Су-57, когда он прибыл на авиасалон Airshow China 2024 в Чжухае, китайские и иностранные наблюдатели встретили не просто скептически, а ухмылками и насмешками, считая, что Су-57 является самым слабым образцом самолёта пятого поколения, уступая китайскому J-20 и американским F-22 и F-35. Основной аргумент – недостаточная малозаметность, небрежность в заделке стыков обшивки, болты вместо заклёпок для крепления панелей обшивки, и тд, и тп.

Но все насмешки исчезли и сменились китайскими восторгами, когда лётчик-испытатель ОКБ Сухого Сергей Богдан продемонстрировал впечатляющие возможности сверхманёвренности российского истребителя.

Военная доктрина России является сугубо оборонительной, и для её Вооружённых сил не ставится задача экспансии и завоевания чужих территорий, следовательно и для ВКС не является приоритетом проникновение в глубину каких-либо стран, напичканных средствами ПВО, в ходе неких экспедиционных операций. Поэтому в ОКБ Сухого к реализации технологий steals подошли сбалансированно.

Спецхарактеристики низкой радиолокационной заметности Су-57 закладывались ещё на этапе проработки концепции будущего самолёта при создании платформы: планера, самолётных систем и силовой установки. Для достижения низкой эффективной площади рассеяния (ЭПР) применены различные конструктивные решения и методы, включая оптимизацию формы самолёта, применение радиопоглощающих материалов и тактику дальнего боя.

Особая геометрия планера отражает с разных ракурсов сигнал облучающего радара в минимальное число направлений и в наименее опасные сектора. Полностью отсутствуют прямые углы, передние и задние кромки крыла, стабилизатора, киля, воздухозаборников, створок люков имеют два-три параллельных направления, щели и стыки заполняются специальным герметиком. Производственные допуски при изготовлении Су-57 значительно меньше, чем у Су-30СМ или Су-35, что положительно влияет на показатели малозаметности.

Вооружение размещается во внутрифюзеляжных отсеках. Инфракрасный датчик оптико-электронной прицельно-навигационной станции ОЛС-50М работает в пассивном режиме, а его обратная сторона изготовлена из радиопоглощающих материалов. Когда датчик неактивен, он обращён тыльной стороной к падающему радиолокационному излучению. ИК-комплекс является одной из лучших технологий для обнаружения и поражения малозаметных целей на большом расстоянии.

Для снижения ЭПР передней части двигателя воздухозаборники покрыты специальным радиопоглощающим материалом. S-образная форма воздуховодов призвана скрыть большую часть компрессора и лопаток входного направляющего аппарата, который закрыт наклонной коаксиально-радиальной решёткой, расположенной от него на расстоянии 0,7-1,2 диаметра воздуховода.

Для лучшего поглощения радиолокационных волн, фонарь кабины покрыт несколькими слоями оксида металла толщиной 70-90 нм. Осенью 2018 года в одном из выпусков передачи «Военная приёмка» телеканала «Звезда» академик РАН, научный руководитель программы разработки спецхарактеристик Су-57 Андрей Лагарьков рассказал, что в некоторых случаях на остекление фонаря приходится наносить 10-12 слоёв разных покрытий, чтобы обеспечить требуемые характеристики малозаметности и при этом стекло остаётся абсолютно прозрачным. Такое решение снижает ЭПР кабины примерно на 30% и обеспечивает дополнительную защиту пилота от ультрафиолетового и теплового излучения.

Благодаря совокупному эффекту оптимизированной формы планера и применению радиопоглощающих покрытий, ЭПР серийного Су-57 оценивается в тридцать раз меньше, чем у Су-27. Описание патента RU2502643 C2 указывает на стремление к достижению средней ЭПР от 0,1 до 1 м². В конструкции Су-57 особенности снижения ЭПР наиболее выражены в передней полусфере.

Стелс-технологии Су-57 — приоритет передней полусфере

Радиолокационный комплекс самолёта Су-57 Ш-121 состоит из пяти антенн: АФАР Х-диапазона Н036-01-1, размещённая под носовым обтекателем, две АФАР бокового обзора Н036Б и Н036Б-01 также Х-диапазона и две АФАР Н036Л и Н36Л-01 L-диапазона в носках крыла, предназначенных для обнаружения и опознавания целей «свой-чужой». Радар Н036-01-1 содержит 1526 приёмо-передающих модулей, его плоскость ориентирована немного вверх к горизонту, что существенно уменьшает вклад в ЭПР самолёта.

В 2018 году военный эксперт Тайлер Роговей в издании «Зона войны» (The War Zone, TWZ) рассказал, почему РЛС бокового обзора Н036Б, которыми обладает только Су-57, крайне важны для современного истребителя пятого поколения, и скрытность – это лишь один из компонентов общего набора возможностей современного истребителя и его способности выживать в различных боевых ситуациях.

По словам эксперта, эти две РЛС (Н036Б и Н036Б-01) обеспечивают гораздо больший сектор обзора и повышают ситуационную осведомлённость лётчика. Но помимо этого, они позволяют пилоту Су-57 выполнять некоторые тактические приёмы лучше, чем любому другому истребителю.

«Представьте, истребитель поворачивается перпендикулярно по отношению к импульсно-доплеровскому радару противника и не приближается к нему и от него не удаляется. Поскольку эти типы радаров используют доплеровский сдвиг для определения скорости цели, они отфильтровывают объекты с низкой относительной скоростью, как наземные помехи. Поэтому, даже если вражеский истребитель движется со скоростью 500 миль в час, правильный угол по отношению к радару позволяет ему обнаруживать лишь небольшие отклонения. В результате он игнорирует эту информацию, как если бы это была вершина горы», – пишет эксперт.

Основной радар под носовым обтекателем в таком положении самолёта не может работать по цели, а антенны бокового обзора продолжают обеспечивать лётчика Су-57 информацией о ней, дают возможность выполнить захват, пуск ракеты и её сопровождение, если это ракета с радиолокационным наведением. «Наличие АФАР бокового обзора очень полезно, так как в экстремальных тактических приёмах снижает заметность истребителя, особенно на больших расстояниях, при этом активно направляя ракеты на цель», – отмечает Тайлер Роговей.

Относительно формы планера, которая по мнению китайских наблюдателей, не оптимизирована для малой радиолокационной заметности, и некачественной стыковки поверхностей крыла и фюзеляжа, где хорошо видны зазоры, болты и заклёпки, выступающие над поверхностью, то высказывается мнение, что это касается только прототипов, и на серийных самолётах отделка обшивки выполнена с надлежащим качеством, а некоторые конструктивные элементы на серийных машинах модернизированы.

Впрочем, показав в Чжухае два опытных самолёта, Россия и не скрывала неровно состыкованные панели обшивки, щели между ними и вообще брутальный внешний вид. Ещё в 2019 году появились фото первого полёта борта Т-50-2 с двигателем «изделие 30», где отлично видно все «претензии» к отделке поверхностей самолёта, заклёпкам и винтам. Тщательная стыковка панелей и заливка специального герметика – это время и дополнительные расходы. И то, и другое всегда в дефиците, и если нужно испытывать двигатель, вооружение или другие системы, то малозаметность в таких полётах не нужна.

Сверху опытный Т-50-4, внизу первый серийный Су-57 «01» синий / Фото: лицензия Creative Commons

Пристальное внимание к российскому передовому самолёту на авиасалоне в Чжухае совершенно неудивительно. Это первый случай демонстрации Су-57 за рубежом. И «критические» отзывы китайских блогеров, а также истеричные публикации в западных СМИ, где утверждается о полном провале самолёта как с точки зрения конструкции и технологий, так и с точки зрения низких темпов производства, а также зависимости Су-57 от прекращения поставок западных комплектующих и оборудования, можно объяснить пониманием с той стороны того, какой самолёт на самом деле можно считать истребителем 5-го поколения.

Так какой истребитель считать настоящим самолётом пятого поколения?

И это явно не F-22, F-35 или J-20, что у американских аналитиков вызывает изжогу. Китайские генералы это прекрасно видят, поэтому с большим вниманием и заинтересованностью осматривали Су-57 и слушали объяснения и ответы на свои вопросы Сергея Богдана и других представителей российской делегации.

Но и американские эксперты увидели и открыли для себя интересные детали в конструкции Су-57, когда получили возможность рассмотреть его пристально и со всех сторон. В частности, обозреватель TWZ Томас Ньюдик подробно описал, как работают створки отсеков вооружения для сохранения малой заметности самолёта.

«Отсеки Су-57 представляют собой обтекатели треугольной формы, предназначенные для быстрого запуска – створки, похожие на створки раковины, открываются для запуска ракеты и быстро закрываются, чтобы сохранить радиолокационную незаметность самолёта. Эти отсеки являются дополнением к двум большим внутренним отсекам для вооружения, расположенным тандемно между двигателями и способными вмещать гораздо более крупные боеприпасы», – поделился он со своими читателями наблюдением за установкой второго самолёта Су-57 на статическую стоянку и проверкой функционирования агрегатов, в том числе отсеков вооружения под крылом.

Фото: лицензия Creative Commons

Брэндон Дж. Вайхерт в публикации на сайте The National Interest всячески подчёркивая недосягаемость Су-57 до непревзойдённого американского уровня F-35 и F-22, вынужден признать, что «самолёт должно быть достаточно хорош, чтобы Россия могла конкурировать с американцами». Он отмечает, что эксплуатационные расходы у Су-57 гораздо ниже, чем у американских, поэтому, он является гораздо более эффективным для России самолётом, чем F-35 для США.

«Русские сдерживают поддерживаемую НАТО Украину с помощью более старых, дешёвых и простых систем советской эпохи. Они использовали Су-57 в боевых действиях, но не возлагали на него те задачи, которые, по мнению многих иностранных наблюдателей, он должен был выполнять. Тем не менее, Су-57 хорошо показал себя в бою, особенно при нанесении ударов из-за горизонта, где системы ПВО Украины, предоставленные НАТО, не могут угрожать Су-57, – пишет обозреватель. – И, конечно, Су-57 более чем конкурентоспособен. Не слушайте скептиков. У России есть настоящая революционная система в лице Су-57».

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (18 оценок, среднее: 4,17 из 5)
Загрузка...