В конце июля в Санкт-Петербурге пройдёт второй экономический Форум Россия-Африка. Мероприятия саммита направлены на всестороннее укрепление российско-африканского сотрудничества и призваны определить траекторию развития отношений России со странами Африки в долгосрочной перспективе. В программе Форума из более чем 30 панельных сессий и тематических мероприятий будут обсуждаться также вопросы здравоохранения и логистики.
Россия, имея большой опыт развития санитарной авиации как в густонаселённых центральных регионах страны, так и в труднодоступных районах Сибири и Крайнего Севера, оказывает содействие в интеграции высокотехнологичной медицинской помощи африканским странам в их системы здравоохранения. Так в 2022 году был заключён ряд контрактов на поставку гражданских вертолётов Ми-17 и «Ансат» для ключевых федеральных структур Республики Зимбабве. Весной 2023 года первая партия из 18 «Ансатов» с медицинскими модулями поступила в эту африканскую страну, и Зимбабве, таким образом, стала первой страной в Африке, где начала работать своя национальная служба санитарной авиации. До 2025 года в республику будет поставлено шестьдесят вертолётов российского производства.
Для развития рыночной экономики в африканских странах и формирования субрегиональных рынков большое значение играет наличие трансконтинентальной и межрегиональной транспортной инфраструктуры. Но авиационный транспорт Африки обладает очень небольшой историей – только две компании в Египте и Эфиопии имеют более чем полувековой возраст. Все остальные – созданы c получением независимости или позже.
В начале 60-х годов африканские государства сделали попытку организовать Панафриканскую воздушную сеть. С этой целью было создано несколько международных объединений: Западноафриканская воздушная корпорация, Центральноафриканская воздушная корпорация, Восточноафриканские авиалинии и мультинациональная компания «Эйр Африка». Однако все объединения распались по политическим и экономическим причинам. Не была реализована и идея стран Северной Африки создать объединённую авиакомпанию «Эйр Магриб».
При этом в 2011 году в Марокко на условиях «мокрого лизинга» некоторое время выполнял пассажирские перевозки самолёт SSJ100 авиакомпании «Московия». Борт RA-89021 летал из Касабланки в Берлин-Тегель. Тогда авиакомпания Royal Air Maroc выбирала самолёт для обновления своего парка, и «Суперджет» участвовал в этом отборе, конкурируя с Embraer E190 и Bombardier CRJ100.
В 2018 году в Геленджике в рамках Гидроавиасалона-2018 Россия и Республика Замбия подписали договор на поставку одного самолёта SSJ100 в VIP-версии, стороны обсуждали поставку ещё четырёх «Суперджетов». Но соглашение реализовано не было, а о причинах срыва сделки не сообщалось.
Учитывая, что Россия провозгласила и активно демонстрирует своё возвращение на африканский континент, в том числе и в гражданской авиации, мы обратились за комментариями по этой теме к генеральному директору компании ATEO air, эксперту по авиационному рынку стран Персидского залива и Ближнего Востока Олегу Евдокимову.
«Да, вы всё правильно говорите о попытках выйти с "Суперджетом" на африканский рынок. Насколько они в своё время были обоснованы и своевременны – это отдельный разговор, тем более в том ключе, что последующий опыт эксплуатации самолётов в Европе и Мексике, их сервисное обслуживание и ремонт показали неподготовленность "Гражданских самолётов Сухого" и ОАК к жёсткой реальности европейского рынка», – говорит Олег Евдокимов.
Но сейчас, по его словам, самолёт, как продукт, сложился, много летает, выполняет огромный объём перевозок как внутри страны, так и за рубеж. ОАК и «Иркут» обеспечивают поддержание его лётной годности. Однако предлагать SSJ100 или SSJ-New, задача, на взгляд эксперта, нерешаема в силу невозможности обеспечить запчастями и комплектующими самолёт в импортном облике и пока ещё не решённых вопросов по импортозамещению обновлённой машины. При этом у ОАК есть продукт, который можно было бы предложить африканским странам.
«В июне у меня была беседа с президентом одной небольшой страны на юго-востоке Африки. По его инициативе в стране создана авиакомпания для пассажирских перевозок, причём когда речь зашла о самолётах для неё, глава этой страны был удивлён, что ничего не знал о российском региональном самолёте SSJ100, который хорошо подошёл бы под бизнес-модель новой авиакомпании. На форум Россия-Африка этот президент полетит регулярным рейсом "Эфиопских авиалиний" до Москвы и далее уже в Питер. Было бы здорово организовать по окончании саммита обратный перелёт домой лидеров африканских стран из Санкт-Петербурга на "ВИП-Суперджете" Aurus. Понятно, что встают вопросы безопасности перевозки сразу большого числа глав государств, но при желании ОАК могла бы решить эти вопросы», – делится своим мнением эксперт.
Он отметил, что в условиях, когда отменён МАКС, а выход на авиасалоны в Фарнборо и в Ле Бурже для России на долгие годы закрыт, такой шаг был бы отличной рекламой российскому самолёту. «Показать товар лицом, – что может быть лучше для продвижения "Суперджета" на дружественный африканский рынок?», – задаётся вопросом специалист.
Ну и кроме того, говорит он, появляется возможность возобновить переговоры по выкупу застрявших в Европе и, в частности в Венеции самолётов SSJ100, а также попытаться в очередной раз решить судьбу самолётов в Мексике, которые принадлежат обанкротившейся авиакомпании Interjet. «ВЭБ и ОАК рискуют лишиться не только денег, одолженных Interjet на покупку 22 "суперджетов", но и самих самолётов», – подводит итог Олег Евдокимов.