ПАО «Корпорация «Иркут» заказало комплекс работ по сертификации самолета МС-21-300, оснащенного американскими двигателями Pratt&Whitney 1400G. Это следует из материалов сайта Единой информационной системы в сфере закупок.
Запрос закупки стоимостью 20,4 млн руб. размещён 30 марта, срок подачи заявок — 27 апреля, итоги будут подведены 6 мая 2020 года. В проекте договора с исполнителем последним пунктом указано: «Принятие Решения о возможности выдачи Сертификата типа Авиарегистра МАК на самолет МС-21-300 с двигателями PW 1400-JM».
Исполнитель должен проанализировать разработанные «Иркутом» программы наземных, летных и стендовых испытаний МС-21-300 и до 31 декабря 2020 г. принять решение о возможности выдачи сертификата АР МАК.
До 2016 года сертификацию авиатехники российского производства осуществлял МАК, но постановлением правительства эти функции были переданы Росавиации. Однако в прошлом году гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов попросил согласия президента Владимира Путина на сертификацию воздушных судов за рубежом по документации МАК. У Росавиации нет полноценных соглашений с американскими и европейскими авиавластями, а также с такими важными для экспорта странами, как Китай, Индия, Южная Корея, ОАЭ. Также у Росавиации нет такого авторитета, как у МАК, что сильно затрудняет работу по сертификации даже в тех странах, с которыми соглашения есть.
После этих публикаций в газете «Коммерсант» вышло интервью главы Росавиации Александра Нерадько, в котором тот назвал выдаваемые МАК документы «фантиками». «Когда МАК выступал от имени РФ, это был документ государственный, от имени России как государства-разработчика и изготовителя. Сейчас я не знаю, и никто вам не скажет статус документа, который, возможно, выдает МАК. Это «фантик», — заявлял Нерадько.
А. Нерадько: «фантики» от МАК в сфере сертификации нелегитимны
22 апреля Объединенная авиастроительная корпорация сообщила, что МС-21 выполнил около половины программы испытательных полетов, необходимых для его сертификации в РФ — более 300 из 650. Между тем представитель Росавиации заявил «Ведомостям», что для получения сертификата МС-21 нужно совершить примерно 800 полетов, тогда как сейчас «выполнено порядка 130 сертификационных полетов».