В интервью журналу «Эксперт» глава Ростеха Сергей Чемезов рассказал о масштабных изменениях в отечественном авиастроении. За последние три года страна совершила серьёзный рывок, заместив почти 80 ключевых компонентов для российских самолётов – от двигателей до кресел.
«Опыт показал, что мировое разделение труда – вещь очень ненадёжная. Поэтому мы решаем сложнейшую задачу – создаём самолёты, где всё будет отечественное. Замещаем почти 80 наименований – моторы, другие агрегаты, системы и даже кресла. Зато будет гарантия, что без самолётов Россия, страна с огромными территориями, не останется. Из Москвы до Владивостока всегда будет, на чём долететь», – сказал глава Ростеха.
По его словам, одним из главных достижений стал прогресс в проектах МС-21 и «Суперджет 100». Оба самолёта находятся на финальной стадии сертификации. В их создании участвуют более 200 предприятий по всей стране. Сергей Чемезов подчеркнул, что «Суперджет» получает высокие оценки от пилотов, а его новая версия станет ещё лучше. МС-21 же позиционируется как будущий флагман с инновационными решениями, такими как композитное крыло и повышенный комфорт для пассажиров.
Спрос на отечественные самолёты растёт. Авиакомпании уже готовы приобрести 200 машин МС-21, SJ-100 и Ту-214. Речь идёт не о рамочных соглашениях, а о твёрдых контрактах или гарантированных сделках. Это важный сигнал для отрасли: производство будет обеспечено заказами, пояснил Чемезов.
Он отметил, что работа с авиакомпаниями продолжается, и число заказов может увеличиться. Для российского авиастроения это шанс укрепить позиции на внутреннем рынке и снизить зависимость от иностранных поставщиков. При этом глава Ростеха признал, что в других отраслях, например, в медицине или станкостроении, предстоит ещё многое сделать.
Авиастроение демонстрирует, как кооперация предприятий и грамотное планирование позволяют достичь результатов. МС-21 и «Суперджет» – не просто новые модели, а символы технологической независимости. Их успех может стать трамплином для других отраслей.
Остается вопрос конкуренции. Пока главная цель – завоевать доверие российских авиакомпаний. Широкие проходы, большие окна и вместительные багажные полки в МС-21 – это шаг в правильном направлении. Но ключевым фактором станет надёжность и экономичность эксплуатации.
Ростех делает ставку на полный цикл производства внутри страны. Это сложная задача, но она решается. Чемезов уверен: Россия не останется без самолетов. Более того, у отрасли есть все шансы не только сохранить, но и расширить свое присутствие на рынке.