Самолёт с одним пилотом? – Да, и даже беспилотный. Всё идёт к этому

Фото © 360tv.ru

В августе 2022 года стало известно о намерении Минпромторга РФ заменить второго пилота в кабине пассажирских самолётов на виртуального уже в 2030-х годах. По данным РБК, к концу 2024 года ведомство планирует разработать такую роботизированную систему и выделяет на это 2,9 млрд руб.

Шереметьевский профсоюз лётного состава выступил против этой инициативы. ШПЛС направил письмо Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой перенаправить средства на прямую поддержку авиаотрасли: создание российских самолётов, трудоустройство выпускников лётных училищ, поддержку госкорпорации по ОРВД. Профсоюз отметил, что безопасность полётов может обеспечить только экипаж из двух лётчиков. И задал логичный вопрос: «Кто будет принимать решение и выполнять посадку, если что-то случится с единственным пилотом?»

Известны случаи, когда в кабине гражданского лайнера, выполняющего полёт с пассажирами на борту, по трагическому стечению обстоятельств оставался один пилот.

18 сентября 2022 года при выполнении рейса EO762 Новокузнецк - Санкт-Петербург самолёта B737-800, RA-73343 авиакомпании «Икар» стало плохо командиру воздушного судна Кирееву А.В. Управление взял на себя второй КВС, находившийся в самолёте. Было принято решение выполнить незапланированную посадку в аэропорту Омска. КВС Киреев скончался в машине скорой помощи по пути в больницу.

24 ноября 2019 года при выполнении рейса «Аэрофлота» Москва - Анапа стало плохо второму пилоту Дамиру Ахметову. Самолёт экстренно приземлился в Ростове-на-Дону, но ещё до посадки пилот умер от сердечного приступа.

Необходимость второго пилота в кабине экипажа подтверждает катастрофа самолёта А320 авиакомпании Germanwings. 24 марта 2015 года при выполнении рейса 4U9525 КВС передал управление самолётом второму пилоту. Андреас Лубиц, находясь один в кабине, умышленно перевёл самолёт в режим снижения. Расследование установило, что второй пилот, который страдал от постоянной депрессии, решил свести счёты с жизнью. Он заблокировал себя в кабине и направил самолёт в горный массив.

Оставить в кабине пассажирского самолёта одного пилота авиакомпании хотят, чтобы сэкономить на заработной плате и обучении лётчиков. Регуляторы и производители смотрят на это с осторожностью, но принципиально этот вопрос уже решён, осталось разработать автоматизированную систему, заменяющую второго лётчика в кабине, внедрить её и самое главное – преодолеть психологический барьер у тех, кто будет летать в таких самолётах – у нас с вами.

О перспективах, плюсах и минусах самолёта с одним пилотом рассказал доктор технических наук, заведующий кафедрой «Динамика и управление летательных аппаратов» Московского авиационного института Александр Ефремов.

– Александр Викторович, почему вообще возник вопрос замены двух пилотов на одного?

– Мы постепенно движемся к переходу к одночленному экипажу, работа в этом направлении сейчас ведётся во всём мире. Всего два основных мотива: экономия средств и снижение вероятности авиационных происшествий из-за человеческого фактора: согласно статистике ИКАО примерно 75% авиационных происшествий связано именно с ним.

Помимо этого уменьшение состава пилотов на борту связано с компоновкой самолётов. Мы в МАИ и ещё целый ряд организаций работаем над созданием нового концепта и проведением фундаментальных исследований по новому поколению сверхзвукового пассажирского самолёта. Чтобы летать на сверхзвуковых скоростях, такой летательный аппарат должен иметь очень узкий фюзеляж. А значит, и два пилота в один ряд там не разместятся [а как же будут размещаться пассажиры в салоне???** – «Авиация России»]. Получается, нужно сажать либо одного, либо одного за другим.

– Как будет осуществляться переход с технической точки зрения? Ведь должны измениться наземная инфраструктура, передача информации, сама кабина пилота.

– Конечно, вопрос о том, как оставить в кабине одного человека, не увеличив на него нагрузку, и при этом грамотно распределить все функции, которые выполняют левый и правый пилоты – очень непростая задача. Особенно на взлёте и посадке, где идёт максимальное взаимодействие обоих членов экипажа.

В первую очередь, должно быть произведено много работы по средствам отображения информации. Необходимо, чтобы самолёт легко пилотировался как при штатных, так и нештатных условиях.

Касательно взаимодействия с землёй при нештатных ситуациях одной из современных тенденций является возможность передачи управления самолётом наземному экипажу. Это очень сложная и дорогая задача. И, безусловно, надёжность всех систем должна быть на порядок выше.

– Про системы – очень интересный вопрос. Ведь всё больше функций по управлению самолётом передаётся от человека к компьютеру. Какая работа сейчас ведётся в этой области в МАИ?

– Сейчас мы очень интенсивно работаем над прогнозным дисплеем, который должен снизить влияние человеческого фактора, являющегося частой причиной авиапроисшествий. Он повысит точность пилотирования и значительно разгрузит лётчика, которому не придётся следить за десятком приборов.

Испытания дисплея в экстремальных условиях уже доказали его эффективность. По результатам такой способ представления информации позволяет повысить точность пилотирования примерно в 3-4 раза, спокойно справиться с атмосферным возмущением и совершить благополучную посадку.

– Насколько сложно посадить огромный самолёт силами наземной службы?

– Это можно сделать, но есть ряд специфических проблем. Например, сигнал с земли на самолёт может запаздывать до 1,5 секунд. Это немало, и в режиме ручного управления может привести к катастрофе. Мы работаем над тем, как компенсировать это разработкой определённых алгоритмов, но пока все работы находятся на научно-исследовательском уровне. Все эти новшества требуют многолетней доработки.

– Когда, по вашему мнению, можно ожидать, что самолётом будет управлять один пилот?

– Это перспектива не двух-трёх лет, а значительно более далёкий горизонт. Я думаю, где-то лет 20. При этом препятствием к быстрому переходу является не только решение ряда упомянутых мной выше технических задач. Тут ещё и психологический вопрос. Согласитесь ли вы сесть в самолёт с одним пилотом? А совсем без пилота? Задайте себе этот вопрос.

Тем не менее, постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться и внедряться автоматизация и интеллектуализация бортовых систем, этот психологический барьер будет снижаться.

Интервью предоставлено пресс-службой МАИ

** Дополнено 13 марта 2023 г. На учёном совете в ЦАГИ, который состоялся в начале марта 2023 года, гендиректор института Кирилл Сыпало пояснил, что для снижения уровня звукового удара сверхзвукового самолёта выбрана компоновка с удлинённой носовой частью фюзеляжа. Именно это имел в виду Александр Ефремов.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...