Самолёт МС-21-300 получил базовый сертификат типа

Фото © Объединённая авиастроительная корпорация

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало корпорации «Иркут» сертификат типа на пассажирский самолёт МС-21-300. Документ подтверждает соответствие самолёта сертификационным требованиям, предъявляемым к гражданской авиационной технике. Одновременно Росавиация выдала корпорации «Иркут» сертификат разработчика авиационной техники в части самолёта МС-21.

«Выдача сертификата типа на новый ВС стала результатом работы, проведённой сплоченной командой Росавиации, Авиарегистра России и аккредитованных сертификационных центров. Это первый важнейший этап освоения новейшей отечественной авиационной техники. Росавиация готова продолжить работу по расширению условий эксплуатации самолёта и оптимизации конструкций, в том числе ремоторизации на отечественный двигатель ПД-14», – отметил руководитель Росавиации Александр Нерадько.

«Фактически, благодаря МС-21 в российском авиастроении и смежных отраслях происходит технологическая революция. Разработаны и производятся новые материалы для изготовления крыла. Освоено проектирование, производство и тестирование агрегатов из композитов. Внедрены передовые технологии агрегатно-сборочного производства. Участников кооперации по МС-21 объединила информационная среда, обеспечивающая цифровое проектирование и производство. Самолёт будет представлен в самом востребованном сегменте рынка. По существующему прогнозу в ближайшие 20 лет только в России потребуется более 800 новых лайнеров такой размерности. Доказав эффективность самолёта на домашнем рынке, будем выходить и на международный», – подчеркнул генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь.

«В 2022 году мы сосредоточим свои усилия на расширении сертификата типа на самолёт МС-21-300. В первую очередь завершим работы по сертификации воздушного судна с крылом из российских композиционных материалов. Также проведём испытания лайнера в условиях высокогорья, сильного бокового ветра, низких и высоких температур. Это позволит авиакомпании "Россия" эксплуатировать МС-21-300 в любых географических зонах», – заявил генеральный директор корпорации «Иркут» Андрей Богинский.

Первый полёт. Фото © Андрей Захарченко (http://russianplanes.net/id210232)

Основные этапы программы МС-21

2002 год. Завершено эскизное проектирование самолёта, в 2003-м он победил на конкурсе Росавиакосмоса. В соответствии с первоначальными планами в 2004-2005 годах должно было быть выполнено рабочее проектирование, а строительство первого прототипа намечалось на 2005-2006-й. В 2006 году планировалось совершить первый полёт, и в 2009-м приступить к серийному выпуску.

В одном из интервью в середине 2010-х годов президент корпорации «Иркут» Олег Демченко вспоминал, что он приглашал для консультаций многих ведущих специалистов российского авиастроения, в том числе и Генриха Новожилова, с которым они много обсуждали и спорили о том, каким должен быть будущий самолёт, в итоге пришли к единому мнению, что крыло обязательно должно быть композитным.

2 декабря 2008 года в целях развития и реализации этого направления образовано ЗАО «АэроКомпозит». Было принято решение – сформировать на базе компании собственную исследовательскую площадку для проведения испытаний применяемых материалов и отработки технологий, а также создать производственные центры – заводы по производству композиционных силовых конструкций и агрегатов авиационного назначения.

30 ноября 2011 года в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП» началось строительство завода «АэроКомпозит» по выпуску агрегатов из ПКМ. Специальные крупногабаритные термоинфузионные установки с числовым программным управлением позволяют выпускать композиционные силовые конструкции длиной до 20 м и шириной до 4 м. Впервые в мировой гражданской авиации из ПКМ изготавливаются крупногабаритные силовые интегральные конструкции: лонжероны и панели крыла со стрингерами, секции панелей центроплана, силовые элементы и обшивка киля и хвостового оперения. На производстве освоена и внедрена технология вакуумной инфузии.

6 февраля 2014 года на Иркутском авиазаводе заложили первый прототип МС-21-300 – будущий борт 73051.

8 июня 2016 года на ИАЗ состоялась торжественная презентация нового самолёта.

28 мая 2017 года первый опытный самолёт МС-21-300 б/н 73051 выполнил первый полёт.

12 мая 2018 г. первый полёт выполнил второй опытный самолёт, а 16 марта 2019 года – третий опытный образец, который был изготовлен с установленным пассажирским салоном для демонстрации на МАКС-2019.

30 августа 2018 г. опытный самолёт 73051 впервые выполнил посадку в тёмное время суток.

В конце августа 2018 г. в ЦАГИ прошли сертификационные статические испытания крыла в составе планера самолёта на основной расчётный случай манёвра с максимальной вертикальной перегрузкой, равной 2‚5. К крылу прикладывались максимальные нагрузки – 142,5% от эксплуатационных значений.

13 сентября 2018 г. самолёт провёл в воздухе более трёх часов и прошёл тестирование на сваливание.

В сентябре 2018 года Соединённые Штаты Америки ввели санкции против российских предприятий авиационной отрасли, в число которых попал «АэроКомпозит». Прекращены поставки материалов для изготовления силовых агрегатов планера из ПКМ. Кроме того, заблокированы поставки титанового крепежа, машин для выкладки сухой углеродной ленты и другого оборудования. Сохраняются риски введения новых санкций.

Фото © Саид Аминов / https://saidpvo.livejournal.com/1063708.html

15 октября 2018 г. сертификат типа получил двигатель ПД-14.

13 февраля 2019 г. лётчики-испытатели Европейского агентства по безопасности полётов (EASA) завершили первую сессию полётов в рамках программы сертификации самолёта МС-21-300. В ходе испытаний оценивалось поведение самолёта в различных режимах, в том числе на больших углах атаки и при сваливании.

18 мая 2019 г. прошли испытания на определение минимальной скорости отрыва при определенном взлётном весе. Самолёт с бортовым номером 73051 выполнил пять взлётов, каждый из которых сопровождался касанием хвостовой пяты о ВПП.

17 июня 2019 г. эксперты EASA завершили вторую сессию полётов в рамках программы валидации самолёта МС-21-300. В ходе лётных испытаний специалисты EASA оценивали поведение самолёта в различных режимах до высоты 12 000 м. Полёты выполнялись с большой и малой взлётной массой, в условиях передней и задней центровки.

16 сентября 2019 г. МС-21 совершил первый международный полёт. Третий опытный МС-21-300 регистрационный номер 73054 преодолел свыше 2400 км за 3,5 часа из Жуковского в Стамбул для участия в фестивале авиации, космоса и технологий «Технофест».

Январь 2019 года. Включён реверс двигателей на пробеге после очередного испытательного полёта. Фото © Михаил Поляков, ОАК

31 октября 2019 г. испытатели EASA завершили третью сессию испытаний в рамках программы сертификации самолёта МС-21-300. На первом этапе сессии специалисты EASA работали на авиационном тренажере. На втором – испытатели EASA и ОКБ им. А.С. Яковлева совместно выполнили серию полётов на МС-21-300.

Минпромторг РФ в конце апреля 2020 г. заказал научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по замене импортных материалов и изделий в конструкции самолета МС-21 на отечественные. Контракт стоимостью более 12 млрд руб. выполнит разработчик МС-21 – корпорация «Иркут».

22 мая 2020 г. завершены испытания композитного центроплана МС-21, изготовленного из российских компонентов.

23 июля 2020 г. на ИАЗ завершена технологическая установка двигателей ПД-14 на опытный самолёт МС-21. Модификация самолёта с отечественными двигателями получила наименование МС-21-310.

6 ноября 2020 г. в Иркутске завершена постройка первого опытного самолёта МС-21-310, который оснащён двигателями ПД-14, лайнер переведён из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение ИАЗ.

9 декабря 2020 г. в ходе совещания президента РФ Владимира Путина с членами Правительства, Денис Мантуров доложил, что крыло из российских композиционных материалов прошло статические испытания.

15 декабря 2020 г. опытный МС-21-310 б/н 73055 (з/н МС.0012) с двигателями ПД-14 выполнил первый полёт, который продолжался 1 час 25 минут.

7 апреля 2021 г. самолёт МС-21-300 завершил программу сертификационных испытаний в условиях естественного обледенения. С 24 марта по 6 апреля лайнер, вылетая из аэропорта Архангельска, выполнял полёты при слое льда толщиной восемь сантиметров.

mc-21-310 pd-14 73055
Пятый опытный самолёт МС-21-310 рег. 73055 / Силовая установка - ПД-14. Фото © ОАК

30 апреля 2021 г. на аэродроме Раменское проведены испытания МС-21 на защиту от электро-магнитных полей высокой интенсивности – молниезащита.

24 августа 2021 г. опытный самолёт МС-21-300 б/н 73051 прилетел в аэропорт Большое Савино (Пермь) для сбора статистики по нагруженности планера во время взлётов и посадок.

20 октября 2021 г. опытные самолёты 73051 и 73055 12 и 20 октября выполнили полёты в Псковскую область в район Великих Лук для мониторинга выдерживания высоты полёта в системе RVSM – сокращённом до 300 м высотном эшелонировании.

17 ноября 2021 г. опытный самолёт МС-21-310 (73055) завершил программу демонстрационных полётов на авиасалоне Dubai Airshow 2021 и вернулся из Международного аэропорта Дубая Аль-Мактум в Жуковский.

15 декабря 2021 г. борт 73054 выполнил рейс со служебными пассажирами на борту по маршруту Жуковский - Иркутск - Жуковский в рамках сертификационных контрольных испытаний для подтверждения возможности эксплуатации в коммерческой авиации и обслуживания ВС в штатных условиях гражданского аэропорта.

22 декабря 2021 г. первый опытный самолёт МС-21-300 б/н 73051 выполнил перелёт в Иркутск для модификации в версию -310 путём замены двигателей PW1400G на ПД-14.

25 декабря 2021 г. самолёт МС-21-300 бортовой номер 73361, заводской МС.0013, крыло которого изготовлено из полимерных композиционных материалов российского производства, совершил первый полёт.

МС-21 73361
Первый серийный самолёт МС-21. Крыло изготовлено из российских ПКМ. Фото © ОАК

28 декабря 2021 года лайнер МС-21 с крылом, изготовленным из импортных ПКМ и с двигателями PW1400G получил базовый сертификат типа Росавиации.

В 2022 году ожидается получение одобрения главного изменения типовой конструкции в части силовых элементов самолёта, изготовленных из отечественных композиционных материалов, а также одобрение главного изменения типовой конструкции в части двигателя ПД-14.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (13 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...