В 2022 году «Аэрофлот» готовится принять четыре самолёта МС-21-300. Об этом в
Самолёт, который начнёт полёты в ливрее «России», 30 ноября 2021 года был переведён из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение Иркутского авиазавода. Главная особенность самолёта – это крыло, силовые конструкции которого изготовлены из полимерных композиционных материалов российского производства. Первый полёт должен состояться до конца декабря, если возникнут проблемы с погодой, то самолёт поднимется в небо уже после новогодних праздников в январе 2022 года.
Может возникнуть вопрос: если самолёт готов, и в ближайшее время ожидается его первый полёт, почему передача в авиакомпанию состоится только осенью следующего года? Почему так долго?
Объясним.
Испытания МС-21 начались летом 2017 года. Сначала самолёту предстояло пройти заводские доводочные испытания (ЗДИ). Их цель – доводка самолёта и его систем до надёжного работоспособного состояния и определение основных лётно-технических характеристик.
Как рассказал сайту «Авиация России» лётчик-испытатель 1-го класса ОКБ им. А.С.Яковлева Герой России Олег Мутовин, ЗДИ проходили не только в Иркутске, но и позже, в Жуковском. Далее по необходимости и по мере подключения систем, они выполнялись параллельно с сертификационными испытаниями.
В Иркутске ЗДИ продолжались с середины июня до середины октября 2017 года. Был выполнен 21 полёт и достигнуты следующие результаты:
- проведена оценка работоспособности систем самолёта в обследованном диапазоне скоростей и высот;
- проверены характеристики в различных взлётно-посадочных и крейсерской конфигурациях самолёта;
- подтверждена работоспособность и точностные характеристики системы инструментальной посадки;
- достигнута высота 10 000 метров, Vприборная 540 км/час, М-0,75, Vистинная 860 км/час;
- в достигнутом диапазоне скоростей и высот оценены устойчивость и управляемость. Получены поправки для системы воздушных сигналов;
- проведена оценка дальности радиосвязного оборудования;
- оценены характеристики взлёта и посадки с имитацией отказа одного двигателя;
- оценена приёмистость двигателей, в том числе при несимметричной их работе.
17 октября 2017 года первый опытный самолёт МС-21-300 б/н 73051 выполнил беспосадочный перелёт из Иркутска в подмосковный Жуковский. Здесь на базе Лётно-испытательного и доводочного комплекса ОКБ им. А.С.Яковлева проходят сертификационные испытания лайнера.
За прошедшие четыре года из запланированных более чем 700 полётов выполнено больше 680. Программа сертификации очень обширна, вот только некоторые её элементы:
- испытания на сваливание;
- подтверждение работоспособности и точностных характеристик системы инструментальной посадки;
- оценка характеристик взлёта и посадки с имитацией отказа одного двигателя;
- полёты на определение минимальных скоростей отрыва;
- подтверждение заявленной крейсерской скорости полёта 870 км/ч и максимальной высоты полёта 12200 метров;
- испытания на предельные углы атаки и флаттер;
- подтверждение работоспособности системы инструментальной посадки, а также оборудования навигации, посадки и внешней светотехники при полётах в тёмное время суток;
- подтверждение возможности эксплуатации МС-21 при наличии воды на взлётно-посадочной полосе;
- полёты по программе оценки шума на местности;
- испытания в условиях естественного обледенения;
- специальные наземные испытания на косвенное воздействие молний и внешних электромагнитных полей высокой интенсивности;
- мониторинг выдерживания высоты в системе сокращённого до 300 метров высотного эшелонирования.
«При доводке и сертификации летают не только с имитацией, но и с реальным отключением одного из двигателей, – уточнил Олег Мутовин. – Полёты в гражданские аэропорты для определения, в том числе, соответствия эксплуатационных свойств самолёта инфраструктуре гражданских аэропортов и их средств наземного обеспечения полётов (СНОП) выполнялись в августе-сентябре этого года. Тогда самолёт побывал в аэропортах Краснодар, Пермь, Минводы, Нижний Новгород, Мурманск и Шереметьево», – рассказал он.
Управляющий директор ОКБ им. А.С.Яковлева Даниил Бренерман уточнил, что в Минеральных Водах полёты выполнялись над горами, чтобы подтвердить работоспособность системы TAWS (Terrain Awareness and Warning System – бортовая система предупреждения столкновения с поверхностью земли. – прим. «Авиация России»). В Мурманске проходила оценка работы инерциальных систем в высоких широтах.
В рамках сертификационных контрольных испытаний (СКИ) 15 декабря этого года самолёт (б/н 73054) впервые летал со служебными пассажирами на борту с параллельной оценкой работы бытового оборудования.
Главный конструктор МС-21, директор Инженерного центра корпорации «Иркут» Константин Попович во время этого полёта в блиц-интервью на борту самолёта добавил, что финальная часть сертификационных полётов традиционно осуществляется в гражданские аэропорты различных регионов, чтобы подтвердить готовность самолёта к эксплуатации в гражданской авиации. «Для этого необходимо выполнить определённое количество полётов и практически показать нашим квалификационным органам, что обслуживание на борту самолёта и в аэропорту соответствует тем требованиям, которые предъявляются к самолётам такого класса», – сказал Константин Попович.
Ожидается, что сертификат типа МС-21 получит до конца 2021 года. При этом сертификацию проходят опытные самолёты, у которых силовые элементы конструкции выполнены из импортных ПКМ, а у самолёта, который поступит в парк авиакомпании «Россия» композиты российские. По этому поводу 22 ноября в Елабуге генеральный директор АО «АэроКомпозит», заместитель генерального директора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский сообщил, что «до конца первого квартала 2022 года планируется получить на МС-21 главное изменение, что позволит использовать уже российские материалы. В авиакомпанию "Россия" пойдут машины с полностью российскими композитными материалами», – заверил Гайданский.
Сейчас МС-21 пока ещё считается экспериментальным. Чтобы самолёт мог получить сертификат лётной годности, он должен полностью соответствовать типовой конструкции, которая подтверждается сертификатом типа. Сертификат лётной годности выдаётся на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного документа об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна. Поэтому в ближайшие несколько месяцев «Иркут» и «АэроКомпозит» должны предоставить в Росавиацию документы, подтверждающие, что самолёт с российскими ПКМ полностью соответствует типовой конструкции и может выполнять коммерческие перевозки.
По словам Даниила Бренермана, на следующий год ожидается большая программа полётов МС-21 в рамках расширения карты данных. А пока лайнер с крылом из российских ПКМ проходит подготовку к первому полёту. Затем после доводки на нём предстоит установить салон, кухни, туалеты, окрасить в ливрею «России». Потом самолёт надо будет облетать, выполнить несколько технологических рейсов, внести в сборники аэропортов, в сертификат эксплуатанта, в реестр воздушных судов Росавиации, в большое количество программ по планированию, учёту, продаже и «ещё много того, что пассажир не видит и не знает, а оно должно быть и работать», – как пояснил на странице МС-21 в соцсети ВК один из подписчиков.
И даже после того, как самолёт начнёт выполнять коммерческие пассажирские перевозки, работа по расширению сертификационного базиса не прекратится, МС-21 будет дорабатываться и совершенствоваться.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»