Почему Airbus и Boeing должны разрабатывать новые широкофюзеляжные самолёты

Фото: © Airbus

Появление пассажирских самолётов с двумя проходами между кресел изменило мир полвека назад, но в последние годы широкофюзеляжные самолёты, выходят из моды. И Airbus, и Boeing сигнализируют о том, что не планируют выпускать новые широкофюзеляжные самолёты в ближайшие 10–20 лет. К последствиям такого бездействия не стоит относиться легкомысленно, считает президент и заместитель генерального директора авиакомпании BermudAir Нико Бухголц. В течение 15 лет он работал директором авиапарка Lufthansa Group и занимал руководящие должности в компаниях-производителях самолётов и двигателей. Свои мысли он изложил изданию Aviation Week.

Узкофюзеляжные самолёты, такие как Airbus A321XLR, в последние годы доказали свою эффективность на маршрутах средней протяжённости. Но широкофюзеляжные самолёты по-прежнему необходимы для межконтинентальных перевозок. Без новых моделей отрасль, основанная на постоянном повышении эффективности и экологичности, рискует отстать от конкурентов.

На протяжении десятилетий широкофюзеляжные самолёты были основой международных перевозок на дальние расстояния. Такие модели, как Boeing 777 и 787, а также Airbus A350, способны эффективно перевозить большое количество пассажиров расстояния более 10 тыс. км. Но хотя В787 и A350 считаются «современными», они в значительной степени основаны на технологиях, которым более 20 лет. Глобальной авиационной сети нужно что-то получше, потому что на дальнемагистральные рейсы приходится около 75% мирового потребления авиационного топлива, и часть этого топлива расходуется на узкофюзеляжные самолёты. Чтобы сократить потребление энергии и выбросы, необходимы более эффективные широкофюзеляжные лайнеры.

Boeing 777-9, который, как ожидается, поступит в эксплуатацию в 2026 году, будет иметь более крупное крыло и более мощные экономичные двигатели для увеличения дальности полёта. Но он не должен быть исключением. Для соответствия будущим экологическим требованиям необходимо разработать совершенно новые концепции. Калифорнийский стартап JetZero получил контракт на 235 миллионов долларов от ВВС США на разработку демонстратора масштабируемого многоцелевого самолёта со смешанной конструкцией крыла, который может значительно снизить расход топлива. Такие инновации могут значительно сократить выбросы CO2. Однако без поддержки Airbus и Boeing или группы крупных авиакомпаний будет сложно сделать такие проекты коммерчески выгодными.

Ещё одним заметным исключением из недавнего замедления темпов технологических инноваций в авиации является Airbus A220, изначально называвшийся Bombardier C Series. Этот узкофюзеляжный самолёт показывает, что технологический прорыв возможен, когда на рынок выводятся инновационные концепции. Но с максимальной вместимостью 160 пассажиров A220 вряд ли сможет заменить широкофюзеляжные самолёты на дальних маршрутах.

Авиакомпании, которые исторически играли решающую роль в формировании будущего авиации, также способствуют разработке новых широкофюзеляжных самолётов. Они хорошо понимают взаимодействие между маршрутами и конструкцией самолётов и являются ключевыми партнёрами в разработке новых моделей. Однако в последние годы ситуация изменилась: лидирующую роль играют производители самолётов, в то время как многие авиакомпании утратили способность взаимодействовать с ними на равных. Авиакомпании точно знают, какие самолёты им нужны для эффективной работы с минимальным воздействием на окружающую среду. Для разработки широкофюзеляжных самолётов, отвечающих требованиям будущего, необходимо наладить более тесный диалог между авиаперевозчиками и производителями.

Airbus и Boeing должны обеспечить будущее авиации. Десять лет назад на рынке узкофюзеляжных самолётов компания Bombardier вынудила их отреагировать на новый, передовой двигатель PW1500G для самолётов C Series. Airbus выпустил A320neo с обновлённым двигателем, а Boeing — 737 MAX с обновлённым двигателем. Будет ли дуополия двигаться вперёд в сфере широкофюзеляжных самолётов или сделает паузу, чтобы позволить Китаю стать катализатором? Или они боятся действовать, зная, что некоторые из их крупных заказов будут перенесены на более новые самолёты и, таким образом, отсрочат поступление денежных средств?

Следующее поколение широкофюзеляжных самолётов, несомненно, будет меньше, чем Boeing 747 или Airbus A380, и потребует радикальных изменений в конструкции и эффективности двигателей, оставаясь при этом совместимым с существующей наземной инфраструктурой. Развитие технологий двигателей должно позволить новым узкофюзеляжным самолётам начать эксплуатацию в середине 2030-х годов. Это согласуется с исследовательскими проектами по радикально новой аэродинамике, которую производители могут использовать для новых широкофюзеляжных самолётов. Такие технологические прорывы должны снизить эксплуатационные расходы и потребление энергии, уменьшив влияние авиации на изменение климата.

Airbus и Boeing должны начать действовать уже сейчас, чтобы предотвратить технологическую стагнацию. Без прогресса отрасль рискует не достичь своих экологических целей и усугубить экономические проблемы. Необходимы смелые решения, подкреплённые новыми цифровыми инструментами, которые позволяют значительно снизить риски при проектировании. Пришло время двигаться вперёд.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (9 оценок, среднее: 2,56 из 5)
Загрузка...