Пилот первого реактивного. Исполнилось 110 лет А.Н. Гринчику

26 декабря 2022 года исполнилось бы 110 лет со дня рождения выдающегося лётчика-испытателя Алексея Николаевича Гринчика, сделавшего большой вклад в авиационное могущество государства в 30—40 годы.

Он родился в сибирском городе Зима в 1912 г., в 1931 г. поступил в Московский авиационный институт.

Будучи на третьем курсе МАИ, Гринчик стал совмещать учебу с работой в ОКБ Ильюшина расчётчиком-прочнистом. Одновременно освоил лётную профессию в аэроклубе. Выдающиеся способности обеспечили получение им квалификации лётчика-конструктора аэроклуба.

Лётчик-испытатель Алексей Гринчик

По окончании в 1936 г. МАИ, А. Н. Гринчик продолжал работу в ОКБ, а затем в декабре 1937 г. перешёл в 8-й отдел ЦАГИ на должность инженера-экспериментатора и одновременно поступил в аспирантуру МАИ.

Уже в марте 1939 г. аттестационная комиссия 8-го отдела ЦАГИ под председательством В. С. Ведрова так характеризовала Алексея Николаевича: «Хорошо освоил технику лётного эксперимента. Без отрыва от производства прошёл лётное обучение и к данному моменту пилотирует все основные типы самолётов, самостоятельно ведёт лётно-исследовательскую работу».

Этот период характеризовался созданием отечественными конструкторами новых самолётов различных схем, компоновок и назначений. Лётным испытаниям и изучению в полёте подвергались эти и многие зарубежные самолёты. Алексей Николаевич активно включился в эту работу и вскоре стал одним из лидеров испытаний самолётов на устойчивость и управляемость, особенно на больших углах атаки и в штопоре. Это направление стало темой его намечавшейся кандидатской диссертации.

Путь А. Н. Гринчика в лётно-испытательную деятельность характерен для этого периода: лётчиками-испытателями становились специалисты с опытом испытательной работы в качестве ведущих инженеров и техников-экспериментаторов. Именно такой путь прошли Ю. Станкевич, Н. Рыбко, Г. Шиянов, М. Галлай, А. Ефимов, И. Шунейко, Л. Тарощин, Н. Адамович и другие. Инженеры-лётчики обладали глубокими теоретическими знаниями и опытом анализа экспериментальных данных. А. Н. Гринчик, кстати, стал участником разработки «Руководства для конструкторов», автором раздела «Испытания самолётов на штопор».

В начале Великой Отечественной войны Гринчик был включен в группу лётчиков-испытателей участников обороны Москвы на самолётах МиГ-3, а затем стал боевым лётчиком — заместителем командира эскадрильи истребительного полка на Калининском фронте. Он выполнил 62 боевых вылета на самолётах ЛАГГ-3 и Як-1. Сбил лично два и в группе четыре самолёта противника.

Затем он был отозван на испытательную работу и в 1943 г. стал лётчиком-испытателем и заместителем начальника лётной части ЛИИ. К концу 1945 года Гринчик освоил более 100 типов самолётов, в том числе он провёл полностью испытания нескольких опытных самолётов, участвовал в облётах 11 опытных машин с целью их оценки и доводки.

Особое место в лётно-исследовательской работе А. Н. Гринчика заняли исследования штопора самолётов, среди них СК-2, И-14, УТ-2, Me-109. Гринчик участвовал в доводке и исследованиях практически всех самолётов конца эпохи поршневой авиации. Был ведущим лётчиком-испытателем экспериментального самолёта, построенного по схеме «утка» в ОКБ А. И. Микояна.

Самолёт МиГ-8 "Утка"

Окончание Великой Отечественной войны не прекратило дальнейших усилий конструкторов по усовершенствованию самолётов и силовых установок, уже в 1946 г. были созданы первые отечественные самолёты с турбореактивными двигателями. Гринчик с его опытом, знаниями и инициативой был выбран в качестве ведущего лётчика-испытателя первого самолёта МиГ-9 (И-300) с двигателями РД-20 (BMW-003). 15 и 19 апреля 1946 года он выполнил рулёжки и подлёт, а 24 апреля в 11 ч 12 мин поднял этот самолёт в воздух.

Погиб 11 июля 1946 г. на опытном самолёте И-300 (Ф-1) во время показа авиационной техники руководящему составу МАП и ВВС. Непосредственной причиной катастрофы стало разрушение зализа крыла, который после отрыва ударил по стабилизатору и повредил его, вследствие чего самолёт потерял устойчивость и врезался в землю. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Его именем названа улица в Жуковском Московской области.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...