В честь 25-летия основания компании «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС), разработчика самолёта Sukhoi Superjet 100 и ныне филиала ПАО «Яковлев», четырём опытным самолётам SSJ100 присвоены имена ключевых фигур, стоявших у истоков проекта RRJ-95 – Russian Regional Jet – первоначальное наименование самолета. Об этом сообщили в пресс-службе «Яковлева».
«Имена Александра Яблонцева, Виктора Субботина, Юрия Ивашечкина и Игоря Виноградова отражают вклад основателей и руководителей, сыгравших значительную роль в становлении и развитии отечественного регионального авиастроения», – говорится в сообщении.
Опытный самолёт 97021 (з/н 97001) назван в честь Александра Яблонцева, первого шеф-пилота ГСС. Именно он в мае 2008 года выполнил первый полёт SSJ100 на аэродроме Дзёмги в Комсомольске-на-Амуре, а затем руководил комплексными лётными испытаниями, обеспечивал поддержку эксплуатации машины в российских и зарубежных авиакомпаниях.
Борт 97012 (з/н 95157) получил имя Виктора Субботина, первого президента «Гражданских самолётов Сухого». Субботин стоял у истоков компании, создавал ГСС практически с нуля, формировал международную кооперацию, заключал первые контракты на поставку SSJ100. При нём стартовало производство самолёта и начались его лётные испытания.
Опытный борт 97023 (з/н 97003) теперь носит имя Юрия Ивашечкина, первого главного конструктора SSJ100. До этого он участвовал в создании нескольких самолётов в ОКБ Сухого и руководил работой над штурмовиком Су-25, включая испытания в боевых условиях. В роли главного конструктора он сопровождал самые сложные этапы разработки «Суперджета», внедрял передовые системы в конструкцию машины.
Четвёртый самолёт с бортовым номером 97005 (з/н 95005) назван в честь Игоря Виноградова, заместителя генерального директора по сертификации и качеству. Игорь Виноградов сыграл ключевую роль в формировании современной российской системы сертификации гражданской авиационной техники. Под его руководством ГСС получила сертификаты разработчика и производителя, а SSJ100 прошёл сертификацию по российским и международным стандартам, в том числе участвовал в сертификации МС-21.
Три из этих самолётов продолжают участвовать в программе лётных испытаний в рамках импортозамещения, а четвертый используется для отработки технических решений, направленных на поддержку эксплуатации уже летающего парка SSJ100.
В 2018 году борт 97005 прибыл в самый северный гражданский аэропорт мира – Свальбард (Шпицберген, Норвегия). Полёт в зону высоких северных широт позволил расширить ограничения по базированию «Суперджета» до 78°15′ северной широты. Программа полёта включала посадку на Шпицбергене, руление на стоянку, выключение и последующее включение всех систем самолёта, выставление инерциальных систем в различных режимах, взлёт, полёт обратно и приземление в Жуковском.