Олег Евдокимов: «Суперджеты» пойдут на экспорт, и «Эйрбасы» вернутся в Россию новыми бортами

Фото: © Анатолий Бурцев / russianplanes.net

Авиакомпания S7 Airlines испытывает серьёзные затруднения в эксплуатации самолётов семейства Airbus A320/321neo из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney PW1100G. Из 39 имеющихся в парке авиаперевозчика лайнеров данного типа 31 вынуждены простаивать на земле по причине невозможности ремонта двигателей на территории России из-за введённых санкций и отсутствия поставок необходимых запасных частей.

Значительная часть простаивающих самолётов, а именно восемь A321neo, была выведена из эксплуатации ещё в 2023 году. Остальные A320neo в течение 2024 года постепенно переводились в резерв. Большинство из них в настоящее время находятся на стоянках в московском аэропорту Домодедово и новосибирском Толмачёво.

Несколько лет назад авиакомпания уже сталкивалась с необходимостью запарковать свои самолёты B737 MAX. Воздушные суда с регистрацией VQ-BGV и VQ-BGW, принадлежащие S7, длительное время находились на хранении в аэропорту Толмачёво, требуя серьёзных затрат на обслуживание и поддержание машин в лётной годности. Авиакомпания обратилась в Минтранс с просьбой разрешить их возврат иностранному лизингодателю. Летом 2022 года такое разрешение было получено.

Прокомментировать текущую ситуацию с самолётами S7, а также поделиться мнением о текущем состоянии программы SJ-100 мы попросили президента компании АТЕО Эйр, экономиста, автора более 500 статей по экономике авиации и известного прежде всего как агрессивного промоутера самолёта «Суперджет 100», Олега Евдокимова.

– Олег Андреевич, добрый день! Давно не общались с вами, а сегодня есть хороший повод: ОАК сообщила, что в Комсомольске-на-Амуре идёт активная подготовка двух самолётов SJ-100 к полётам на сертификацию, сроки поджимают, интересно узнать ваше мнение, и какие новые темы занимают вас в ситуации, когда ваша деятельность по продвижению «Суперджета» на экспортные рынки вынужденно приостановлена?

– Да, действительно проблема, в первую очередь с двигателями, привела к временной остановке производства этого замечательного самолёта. Но от судьбы не уйдёшь, и уверен, что время, когда производство будет восстановлено и качественно расширено, близко. Это и зримый прогресс с двигателем ПД-8, и замаячившая перспектива прекращения противостояния России с Западом после прихода к власти в США совершенно неординарной личности – президента Дональда Трампа.

Уверен, что скоро Россия, как «Эйрбас» или «Боинг», предложит клиенту выбор из 2-х двигателей. Повторюсь, альтернативы «Суперджету» сегодня на мировом рынке нет, достаточно посмотреть на показатели внесезонной загрузки А320 и B738 – они ужасающи, несмотря на глобальный демпинг.

– Вы затронули тему взаимоотношений России и Запада после урегулирования конфликта. Чего ожидать и как действовать в этой связи?

– Полагаю, что снятие всяческих санкций и препонов неизбежно. У всех уже была возможность увидеть, как резко падает эффективность экономик в дезинтегрированном мире. А значит и «Суперджеты» пойдут на экспорт, и «Эйрбасы» вернутся в Россию новыми бортами.

– Хочу спросить вас по поводу истории с самолётами компании S7. Мы с Вами уже затрагивали эту тему в 2022 году, когда на приколе остались их B737 MAX. Довольны ли вы тем как развивались события после той публикации?

Олег Евдокимов: 737МАХ целесообразно вернуть лизингодателям, а летать на SSJ100

– С одной стороны – да. Комиссия, возглавляемая глубоко уважаемым Виталием Савельевым, выдала разрешение на возврат бортов и один из них сейчас летает в Россию под флагом казахской компании SCAT. Но тот момент, что переговоры с владельцами бортов не затронули предлагавшуюся мной паритетность в плане возврата четырёх «Суперджетов» уже девять лет запаркованных в Венеции и двигателей для «Суперджетов», находящихся на складах во Франции, разочаровал. Паритетность в таких ситуациях важна.

– Сейчас, как мы знаем, похожая ситуация сложилась с бортами «нео» компании S7. Что вы думаете по этому поводу? Вникали ли вы в детали?

– Да, общались и с представителями S7, и с владельцами самолётов – мне в силу разветвлённой сети контактов в авиаиндустрии это несложно. Опять же повторюсь – борта необходимо возвращать, но с учётом интересов всех сторон.

Мы предварительно договорились что выводимые борта будут на благоприятных условиях передаваться в авиакомпании дружественных стран и летать в Россию. Имеются конкретные заявки на данные борта от авиакомпаний Африки и Среднего Востока. Есть интерес и на Мальдивах, где национальный перевозчик начал активно развивать международную составляющую, в частности с недавних пор летают в три города Китая. Все они находятся в зоне досягаемости A321neo. Очень дружелюбно настроенные к России власти островного государства надеются на нашу поддержку.

– Обращались ли вы уже в комиссию Минтранса за подобным разрешением?

– Cейчас подобное обращение готовится. Вопрос глобальный – и политический, и экономический, и мы уверены в поддержке властями нашего подхода.

– Позвольте пожелать вам удачи в структурировании этой непростой сделки.

– Спасибо и буду держать вас в курсе событий.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (26 оценок, среднее: 2,92 из 5)
Загрузка...