23 ноября произошло событие, которое мы все очень долго ждали – первый самолёт МС-21 «одели» в ливрею авиакомпании «Россия». В пресс-службе «России» пояснили, что на данный момент самолёт проходит программу импортозамещения и ещё не может быть внесён в свидетельство эксплуатанта, осуществляющего коммерческие перевозки.
«Сначала фирменную серо-красно-белую ливрею "России" получат три опытных самолёта корпорации "Иркут", которые не включены в парк перевозчика. Потом она будет наноситься на МС-21 в составе флота авиакомпании. Опытный образец самолёта МС-21 будет эксплуатироваться корпорацией "Иркут" для обучения пилотов-инструкторов авиакомпании "Россия"», – пояснил представитель перевозчика.
Кроме того, группой «Аэрофлот» совместно с производителем также будет вестись работа над дорожной картой выполнения технического обслуживания в аэропортах потенциальной маршрутной сети новых лайнеров. В этой связи будет уместным напомнить некоторые важные моменты в истории МС-21.
По планам 2016 года завершить испытания и сертификацию лайнера намечали в 2017-м, начать серийное производство и коммерческую эксплуатацию – в 2018-м. Но в 2018 году недруги, которых мы по сей день иногда называем «партнёрами», поставили подножку в виде санкций против «Аэрокомпозита». «Что-то очень уж хорошо ваш "эм-си" летает, и уже целых три штуки... нате, получите!», – сказали за лужей и запретили поставки в Россию композиционных материалов, из которых производится крыло МС-21.
В Татарстане запущено производство ПАН-прекурсора для углеволокна
В Ульяновске поднялись, отряхнулись и ответили: «Хорошо, у нас Росатом есть и UMATEX». Работа закипела, и в 2021 году взлетел борт 73361 с крылом из российских ПКМ. А за год до этого, в декабре 2020-го, в воздух поднялся очередной борт – 73055 – уже с российскими двигателями. Самолёт оказался так хорош, что его не зазорно было показать осенью 2021 года арабским шейхам и другим зрителям в Дубае.
Большие чиновники в авиаотрасли и Минпромторге расписали новые планы, по которым осенью 2022 года два самолёта должны были начать коммерческие полёты в а/к «Россия». Но утром 24 февраля 2022 года мы проснулись совершенно в другой реальности. Недруги обрадовались предоставившейся возможности, потёрли с ухмылкой руки и принялись нас санкционировать.
«Партнёры» запретили поставлять всё, что касается авиаотрасли, всем кому бы то ни было, если получатель имеет отношение к буквосочетанию «рус», rus или ru. И таким образом всё, что было наработано в течение более, чем 10 лет, оказалось перечёркнуто. Ситуация сложилась не просто неприятная, – катастрофическая. Готовый и сертифицированный самолёт оказался непригодным для серийного производства и коммерческой эксплуатации, теперь в машину надо было интегрировать отечественное оборудование.
Планы опять пришлось переписать, благо, что импортозамещение к тому времени уже шло несколько лет, и основная фаза этого процесса должна завершиться в декабре 2023 года. Теперь мы имеем следующие сроки:
- декабрь 2022 года – одобрение главных изменений типовой конструкции в части крыла и силовой установки, а также начало опытной эксплуатации борта 73054 в ливрее а/к «Россия»;
- 2023 год – модификация борта 73361 в версию МС-21-310рус – полностью «русифицированный» самолёт и его подключение к полётам двух самолётов версии -310: борт 73051 будет проходить в основном наземные испытания, а 73055 – лётные;
- декабрь 2024 года – окончание сертификационных испытаний уже трёх бортов МС-21-310, передача «России» шести серийных самолётов для начала коммерческих перевозок;
- 2025 год – начало коммерческой эксплуатации в составе флота «России».
С 2018 года и «Иркут», и ульяновский «Аэрокомпозит», и другие многочисленные смежники начали постепенно заменять на отечественные отдельные элементы: ПКМ, электросистемы, БРЭО, кабельные сети. До 2024 года необходимо заменить приводы механизации крыла, ВСУ, кислородное оборудование и множество других систем и агрегатов. Если что-то там и останется импортного, то совсем немного и не критичного. При этом отечественная ВСУ уже проходит испытания на одном из опытных SSJ100, а её модификация планируется к установке и на МС-21.
Мнение: активная боковая ручка управления МС-21 делает самолёт безопаснее
Здесь надо учитывать, что МС-21 очень плотно оснащён различными технологическими новшествами, например, активной боковой ручкой. «Джойстик» у непилотирующего лётчика синхронно повторяет движения рукоятки пилотирующего – это важно с точки зрения безопасности полёта и особенно при обучении. Сегодня подобные активные боковые ручки управления стоят лишь на сравнительно небольших бизнес-самолётах G500/G550 американской компании Gulfstream, а также на экспериментальном военно-транспортном самолёте KC-390 бразильской компании Embraer. МС-21 является первым большим пассажирским лайнером, снабжённым таким устройством, которое также требует замены на отечественное оборудование.
Поэтому порадуемся тому, что мы так долго ждали: первый МС-21 готовится к полётам в ливрее коммерческой авиакомпании, пусть пока только в опытной эксплуатации и не в составе её флота. Уже в самое ближайшее время лайнер в ливрее «России» вернётся в Жуковский в Лётно-испытательный и доводочный комплекс ОКБ им. А.С. Яковлева для подготовки к предстоящему циклу полётов.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»