МС-21 в феврале-2022 — испытания морозами и импортозамещение. Дайджест

Фото © ОАК

В феврале завершились испытания МС-21 в условиях температуры окружающего воздуха ниже минус 30 градусов. Испытания проходили в Якутии. Для расширения карты данных сертификата типа был выбран борт 73056 с экипажем в составе лётчика-испытателя 1-го класса ОКБ им. А.С. Яковлева Олега Мутовина и лётчика-испытателя СЦ ГосНИИ ГА Николая Григорьева. Ещё один лётчик-испытатель 1 класса ОКБ им. А.С. Яковлева – Андрей Воропаев – участвовал в перегоне борта в Якутск.

Четвёртый опытный самолёт 73056 с заводским номером МС.0006 выполнил первый полёт в декабре 2019 года. С 24 сентября 2020 года до декабря 2021-го самолёт проходил наземные испытания в Жуковском. Для подготовки лайнера к испытаниям в Якутии, его полёты возобновились 17 января 2022 года.

«Этот самолёт изначально готовился в Якутск. Все наземные испытания, которые планировались, были на нём закончены в декабре 2021 года. У него типовая конструкция, также как и у 73054, который был запасным для Якутска», – рассказал нашему сайту Олег Мутовин.

Так как этот борт ранее не летал на мониторинг возможности полётов по RVSM, для перелёта в Якутск необходимо было получить соответствующее заключение. Для этого 20 января самолёт выполнил полёт в район Великих Лук.

Каждому этапу испытаний в Якутске предшествовало выхолаживание машины в вечернее и ночное время на открытой стоянке в течение 12 часов, рассказал ранее управляющий директор ОКБ им. А.С. Яковлева Даниил Бренерман.

По словам Олега Мутовина, на первом этапе испытаний проводился комплекс наземного обслуживания и предполетной подготовки, а также выполнялась оценка работы всех систем при низких температурах.

«Особенно критичными являются послеполётная и предполётная после выхолаживания подготовки. Это открытие и закрытие дверей и люков, слив и заправка водо-вакуумной системы, раскрутка инерциальных систем. Оценивалась необходимость прогрева отдельных систем, производились запуски ВСУ и МСУ. Также собирались материалы для карт технического обслуживания, потребности в спецсредствах», – прокомментировал Олег Мутовин.

Работы выполнялись ближе к вечеру. Связано это было, во-первых, с понижением температуры, а во-вторых, из-за возможности служб аэропорта по выделению средств. «В первую половину дня в Якутске активно принимают и отправляют рейсовые борта – у них приоритет», – пояснил лётчик-испытатель.

С 4 февраля начались полёты, в которых проверялась работа различных систем при температурах ниже стандартных (от МСА*) на различных высотах. «Это горячие и холодные после длительного выхолаживания запуски МСУ и ВСУ, оценка их работы при выключенных насосах подкачки топлива, оценка при этом работы СКВ* и САРД*. Оценка работы гидросистем при низких отрицательных температурах гидросмеси на основных и резервных источниках: электрических насосных станциях, RAT*. Проводилась оценка работы аварийного выпуска шасси», – рассказал Олег Мутовин.

Он добавил, что также оценивалась работа САРД на предмет подмерзания клапанов при экстренном аварийном снижении с рабочего эшелона после длительного на нём полёта. А после полёта проверялась нормальная работа основных и аварийных выходов, багажных и технических люков.

Фото © ОАК

В ходе лётных испытаний выполнялись заходы на посадку с уходами на второй круг для оценки работы выпуска/уборки шасси и механизации крыла на предмет их нормальной работы после длительного полёта в условиях низких температур. Как пояснил лётчик-испытатель, в ходе полётов отмечались температуры до -74°С.

«При этом ежедневно анализировались зоны экстремально низких температур по высотам полёта по Якутии, соседним Красноярскому и Хабаровскому краям и, соответственно, им подавалась заявка на полёт в их воздушном пространстве с целью максимально эффективного использования полётного времени», – добавил Олег Мутовин.

12 февраля полёт частично выполнялся над побережьем Охотского моря. «Такая необходимость была вызвана тем, что в тот день зона с самой низкой температурой на эшелоне FL400 (12200 м) сместилась туда. В районе Аяна был выключен и охлаждён один двигатель с целью его дальнейшего "холодного запуска"», – продолжил свой рассказ Олег.

В социальных сетях во время пребывания самолёта в Якутске можно было встретить сообщения, что морозы в то время в регионе были не такими суровыми, как обычно. По словам Олега Мутовина, программа выполнена полностью при фактических температурах, в процессе работ на аэродроме отмечались температуры ниже -40°.

«Далее специалисты сертификационных центров, контролировавшие ход работ на земле и в полётах, после обработки материалов примут решения о назначении новых "рамок" по температуре. Возможно повторное посещение Якутска и дальнейшее понижение допусков по температуре: это нормальная практика при сертификации гражданских ВС. Получена масса интересного материала, как для СЦ так и для разработчика. Тем более что в будущем предстоят подобные работы для самолёта МС-21-310 с отечественными двигателями», – уточнил Олег Мутовин.

Поздно ночью 19 февраля, выполнив почти семичасовой перелёт, лайнер вернулся в Жуковский.

Фото © ОАК

9 февраля «АэроКомпозит» разместил сообщение о заинтересованности в проведении НИОКР по теме «Моделирование коробления лонжеронов консоли крыла самолёта МС-21». По итогам НИОКР должны быть выданы электронные модели формообразующей поверхности оснастки для изготовления лонжеронов консоли крыла самолёта MC-21, обеспечивающие упреждение частичного коробления этих деталей при их изготовлении методом вакуумной инфузии.

* * *

Системы воздухоснабжения пассажирских самолётов Superjet 100 и МС-21, разработанные отечественными специалистами, начнут производиться с 2023 года. Разработка новых генераторов кислорода и конверторов озона уже находится на финальной стадии – они прошли испытания. Эти устройства разработаны в Инжиниринговом химико-технологическом центре (ИХТЦ), работающего на базе Томского государственного университета. На сегодняшний день такое оборудование закупается за рубежом.

Разработанные в ИХТЦ изделия уже получили соответствующие литеры и попали в комплект конструкторской документации на SSJ100 и МС-21. Генератор кислорода предназначен для подачи кислорода в индивидуальные маски для пассажиров и экипажа при разгерметизации салона. Например, в МС-21 зависимости от компоновки салона используется до 300 генераторов кислорода. Конвертеры озона - устройства, защищающие салон самолёта и кабину пилотов от попадания токсичного озона при полётах на высотах 8-10 километров.

Работа над генераторами кислорода ведётся совместно с корпорацией «Росхимзащита». Конвертеры озона разрабатываются в интересах «Росхимзащиты» и московского ОКБ «Кристалл».

* * *

На выставке NAIS-2022 корпорация «Иркут» представила систему RAMAN, предназначенную для отображения электронной эксплуатационной документации самолёта МС-21. RAMAN позволяет работать с лётной и технической документацией лайнера в интерактивном режиме и обеспечивает обратную связь эксплуатантов воздушного судна с его изготовителем. Доступ к системе осуществляется через специальный веб-портал поддержки заказчика.

«Удобный для пользователей электронный формат эксплуатационной документации обеспечивает высокую скорость поиска необходимой информации. Система позволяет использовать технологии 3D-визуализации и анимации. В настоящее время RAMAN находится в опытной эксплуатации – к системе подключены авиакомпании и центры технического обслуживания воздушных судов», – рассказали в «Иркуте».

* * *

В Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) имени М.И. Платова в Новочеркасске создано роботизированное оборудование для производства преформ деталей из композиционных материалов. Опытно-промышленный автоматизированный комплекс может применяться в авиастроении для производства изделий из композитов, в том числе для выкладки силовых элементов крыла самолёта МС-21.

Фото © Пресс-служба ЮРГПУ (НПИ)
Выкладочный механизм. Фото © Пресс-служба ЮРГПУ (НПИ)

Специалисты новочеркасского политеха в условиях жёстких ограничений по времени создали с нуля первый отечественный комплекс для автоматизированной выкладки такого плана. Разработана конструкция выкладочного механизма и специальное программное обеспечение для управления комплексом и автоматизации подготовки программ выкладки. Оборудование позволяет выполнять выкладку сухого углеродного материала одновременно 12 потоками с независимой подачей и обрезкой каждой ленты. Комплекс, интегрированный с промышленным роботом KUKA, по техническим характеристикам показал производительность выкладки материала на плоских деталях до 6 кг/час при скорости выкладки до 45 метров в минуту.

* * *

В феврале 2022 года в небо поднимались два опытных самолёта МС-21, это лайнеры 73054 и 73056. Совокупно ими выполнено 15 полётов общей продолжительностью 62 ч 57 минут.

* Справка:


  • МСА – Международная стандартная атмосфера. Условное вертикальное распределение температуры, давления и плотности воздуха в атмосфере Земли принятое международной организацией по стандартизации.
  • СКВ – Система кондиционирования воздуха.
  • САРД – Система автоматического регулирования давления.
  • RAT – Ram Air Turbine – турбина набегающего потока. Автоматически выпускающийся пропеллер с электрическим генератором и гидравлическим насосом, предназначенный для аварийного электропитания самолёта.
Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (11 оценок, среднее: 4,64 из 5)
Загрузка...