МС-21 – дайджест за январь-2024

Фото: © пресс-служба ПАО «Яковлев»

В 2023 году предприятия госкорпорации «Росатом» вдвое нарастили объём поставок углеродного волокна для российской авиационной промышленности, в том числе для производства композитного крыла самолётов МС-21. Также в рамках программы импортозамещения с 2023 года идут поставки препрега для горизонтального оперения МС-21.

В 2020 году начались НИОКР с Южно-Российским университетом имени Платова (ЮРГПУ) и Московским государственным техническим университетом (МГТУ) имени Баумана по разработке роботизированных систем для укладки сухой углеродной ленты. Для изготовления полномасштабных порталов и роботов банк «Центр-инвест» предоставил в январе 2023 года ЮРГПУ банковские гарантии на общую сумму более 600 млн рублей. Разработанный инженерами из ЮРГПУ робот-укладчик углеволокна позволит заменить импортное оборудование в процессе серийного производства крыла российского самолёта.

Банковская гарантия – это обязательство банка погасить долг клиента перед третьими лицами. Такая гарантия необходима, чтобы получить товары или услуги в долг, не беря для этого кредит и не используя оборотные средства, а также налоговые льготы. «Центр-инвест» уже более 10 лет эффективно сотрудничает с НПИ имени М.И. Платова и является его стратегическим партнёром. Поддержка банка позволит ЮРГПУ гарантировать выполнение своих контрактных обязательств по созданию технологического оборудования, которое будет задействовано в выпуске самолётов МС-21.

Производство агрегатов планера самолёта МС-21 перераспределяется с ульяновского Авиастара на другие авиастроительные предприятия страны. Так, сборку отсека ВСУ будет производить Иркутский авиазавод, а изготовление деталей дверей и подкилевого отсека передано в Нижний Новгород на завод «Сокол», сейчас на предприятии выстраивается дублирующее производство, в котором будут задействованы штамповочное, механосборочное, металлургическое, кузнечно-прессовое, литейное и агрегатно-сборочное подразделения.

Для организации изготовления подкилевого отсека МС-21 нижегородские авиастроители освоили дробеструйный метод поверхностного упрочнения. Этот специализированный процесс позволяет увеличить в десятки раз ресурс деталей, которые испытывают высокие нагрузки в процессе эксплуатации самолёта. Также на «Соколе» идёт подготовка производства узла крепления механизма перестановки стабилизатора.

11 января на Иркутский авиазавод была доставлена очередная (левая) консоль крыла для одного из строящихся самолётов МС-21. Закреплённая на раме трейлера конструкция преодолела за 10 дней более пяти тысяч километров из Ульяновска в Иркутск. Перевозили консоль на присоединённом к седельному тягачу 24-метровом трале, изготовленном на заказ специально для транспортировки крыла гражданского самолёта. На «АэроКомпозите» консоль была упакована, установлена на раму, на ней закрепили датчики удара, сигнализирующие о повреждениях, и 31 декабря трейлер отправился в путь.

В составе колонны находились автомобили прикрытия, на крышах которых баннеры предупреждали других участников движения о большой длине перевозимого груза. Некоторые города колонна проезжала ночью, а, например, Омск и Кемерово, пришлось объезжать, чтобы не попасть в многочасовые пробки. Средняя скорость движения составляла 60 км/ч.

Дальность транспортировки в зависимости от маршрута составляет 4500 – 4850 км. Почему же для доставки на несколько тысяч километров таких ценных и сложных агрегатов используется автотранспорт, а не авиация? На этот вопрос ещё в 2019 году ответил в интервью изданию «Управление производством» директор филиала корпорации «Иркут» в Ульяновске Сергей Милюков (15.08.1949 – 21.07.2023).

Доставка консоли крыла МС-21 из Ульяновска в Иркутск / Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

Он рассказывал тогда, что во время посещения Тулузы российские специалисты ознакомились с опытом Airbus в области логистики для доставки агрегатов самолёта А350 на сборку. Несмотря на то, что расстояния транспортировки в Европе небольшие по сравнению с российскими, Airbus сначала использовал два транспортных самолёта Super Guppy, а позже задействовал пять самолётов A300-600ST Beluga. В России нет самолётов типа Beluga для транспортировки по воздуху негабаритных грузов, и поэтому предлагалось создать подобную транспортную версию на основе МС-21 – самолёт «Нерпа». Однако это может быть актуально в случае большой серии, а пока экономически более целесообразно использовать доставку консолей и других конструктивных элементов МС-21 в Иркутск автотранспортом.

Доставка консоли крыла МС-21 из Ульяновска в Иркутск / Фото: © пресс-служба ПАО «Яковлев»

«Когда мы были в Тулузе, – вспоминает заместитель генерального директора ОАК по производству и техническому развитию [в 2019 году] Сергей Смирнов, – там в день садились по несколько "Белух". Причём, доставляемые ими компоненты поступают не на склад, а сразу в цех окончательной сборки. Но это при производственной программе 16 самолётов A350 в месяц. Я не говорю уже про программу A320. У нас пока более скромные планы – 72 самолёта МС-21 в год. Поэтому пока мы ориентируемся на транспортировку наземным транспортом. При таком темпе сборки это экономически выгоднее».

В Жуковском в январе 2024 года было выполнено семь полётов опытного самолёта МС-21-310 (борт 73051) общей продолжительностью 30 часов 12 минут. Сайту «Авиация России» рассказали в ЛИиДК ОКБ Яковлева, что в этих полётах продолжилась оценка параметров двигателей ПД-14 с обновлённым программным обеспечением.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (20 оценок, среднее: 4,95 из 5)
Загрузка...