МС-21 – дайджест за сентябрь-2023

Фото: © Александр Кляшторин / Центральная профсоюзная газета «Солидарность»

В сентябре во Владивостоке прошёл VIII Восточный экономический форум, в ходе которого ПАО «Яковлев» и авиакомпания «Аврора» подписали соглашение о намерениях на поставку десяти самолётов МС-21 в период с 2027 по 2030 год. Соглашение закрепило основные условия сделки, которые впоследствии будут отражены в договорах поставки и лизинга воздушных судов. В соответствии с подписанным документом первые два самолёта планируется поставить до конца 2027 года.

Также в рамках ВЭФ-2023 авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» заключили с лизинговой компанией «Авиакапитал-Сервис» соглашения финансовой аренды 18 воздушных судов МС-21 и 34 воздушных судов SJ-100. В соответствии с условиями договора между «Аэрофлотом» и лизингодателем авиакомпания получит в лизинг шесть воздушных судов МС-21. В свою очередь, договор авиакомпании «Россия» с лизинговой компанией подразумевает поставку 12 воздушных судов MC-21 и 34 самолётов SJ-100.

Сделки лизинга между «Аэрофлотом», авиакомпанией «Россия» и ООО «Авиакапитал-Сервис» реализуются в соответствии с инвестиционным проектом льготного лизинга отечественных воздушных судов, утверждённым Правительством в январе этого года. Проект подразумевает передачу Группе «Аэрофлот» первых 52 новых МС-21 и SJ-100, планируемых к поставке в период до 2025 года.

МС-21 и SJ-100, которые поступят в парк группы «Аэрофлот», уже строятся, некоторые машины – в высокой степени готовности, также идут испытания импортозамещающих агрегатов для этих машин. Параллельно идут испытания новых систем и агрегатов. Подписанные во Владивостоке контракты являются первыми в рамках сделки на поставку 339 новых российских самолётов в группу «Аэрофлот».

На Иркутском авиазаводе рассказали, что первоочередная задача предприятия – собрать для сертификационных испытаний полностью импортозамещённый самолёт, испытать его системы, сдать их бюро технического контроля и независимой инспекции и передать самолёт для лётных испытаний. «Задача – поднять в воздух первый импортозамещённый самолёт МС-21 "под ёлочку" – то есть, в конце этого года. Далее он улетит в Жуковский, в лётно-испытательный и доводочный комплекс ОКБ им. Яковлева, где будет проходить сертификационные испытания», – рассказал начальник цеха окончательной сборки МС-21 ИАЗ Михаил Кириллов.

Он пояснил, что перед коллективом предприятия стоит цель в 2024 году передать на испытания полностью импортозамещённый опытный самолёт, в авиакомпании – первые шесть серийных самолётов. «В 2025 году – 12, в 2026 – 22 и выйти на средний показатель в 36 самолётов в год. А в перспективе – и на 72 самолёта в год. Сейчас в производстве находится уже 12 МС-21. Все воздушные суда находятся в разной стадии производства. Первые семь уже собраны. На самолёты началась установка отечественных систем и агрегатов», – заявил Михаил Кириллов Центральной профсоюзной газете «Солидарность».

Гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский в этой связи уточнил, что сейчас в производстве на ИАЗ находится 18 самолётов МС-21. По его словам шесть ВС пополнят парк «Аэрофлота», ещё 12 войдут в состав «России». «Они все находятся в разной стадии производства. Первые пять планеров уже готовы, собраны, началась установка отечественных систем и агрегатов. Параллельно идёт процесс сертификации», – сказал он. Также глава «Яковлева» сообщил, что поставки МС-21 начнутся с 2024 года.

* * *

Саратовский электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе готов запустить в серию бортовой брандмауэр для МС-21. В составе комплекса бортового оборудования (КБО) самолёта МС-21 брандмауэр предназначен для коммутации штатных и сервисных бортовых каналов связи, защиты информации бортовой вычислительно-коммуникационной среды (БВКС) от несанкционированного доступа.

Оборудование обеспечивает коммутацию информационных пакетов между каналами интерфейсов «защищённой зоны» БВКС и её «незащищенной зоны» (Ethernet), ограждает «защищённую зону» от попыток несанкционированного доступа по каналам передачи данных, загружает данные и код программного обеспечения по линиям ARINC 429 в соответствии со стандартом ARINC 615 в оконечные системы БВКС самолёта МС-21.

* * *

В Производственный центр ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре поставлены две российские системы предупреждения столкновения в воздухе (СПСВ) для первых серийных самолётов SJ-100. Изделия созданы и производятся петербургским Институтом авиационного приборостроения «Навигатор». Помимо SJ-100 российскую СПСВ можно установить на любой другой гражданский самолёт, который ранее оснащался импортным оборудованием, в том числе и на самолёты МС-21.

В 2024 году на финансирование серийного выпуска самолётов МС-21 Правительство РФ дополнительно выделит 1,14 млрд рублей. В 2025 году будет дополнительно выделено 625,4 млн рублей, в 2026 году – 619,8 млн рублей. Увеличение финансирования связано в ростом объёма работ по созданию самолётов МС-21. Ранее в июле министр финансов РФ Антон Силуанов сообщал, что из средств Фонда национального благосостояния на МС-21 будет выделено около 280 млрд рублей.

* * *

Первый заместитель генерального директора ПАО «Яковлев» – генеральный директор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский рассказал, что ульяновское предприятие и новочеркасский Южно-Российский государственный политехнический университет им. Н.И. Платова готовы к заключению соглашения о поставке автоматизированного портала для выкладки сухой углеродной ленты для изготовления панелей крыла самолёта МС-21.

По словам Анатолия Гайданского, была полностью отработана отечественная технология, получены результаты высокого качества, скорости и надёжности системы. Следующая цель – масштабирование этого решения для серийного производства композитных конструкций крыла МС-21 и увеличение объёмов выпуска самолётов.

«Ребята очень грамотные, хорошо работают, мы довольны. Очень долго мы с ними отрабатывали первые процессы выкладки. Надо сказать, они потратили колоссальное время, и вот сейчас мы с ними контрактуем уже не такого робота, а большой портал, который позволит нам выкладывать уже большие крыльевые панели. Это всё для серийного производства самолёта МС-21», – сказал он.

* * *

В сентябре 2023 года в Жуковском было выполнено семь полётов по программе сертификации версии самолёта МС-21-310рус, в которых был задействован борт 73051:

В шести полётах было продолжено определение характеристик шума на местности, производимого двигателями ПД-14. 5 сентября был выполнен 8-минутный полёт с посадкой в автоматическом режиме после ухода на второй круг. Как мы уже сообщали ранее, такие полёты выполняются с целью расширения в перспективе сертификата типа для обеспечения посадки по категории III ICAO.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (19 оценок, среднее: 4,79 из 5)
Загрузка...