МС-21 — дайджест за сентябрь-2022

Фото © «Авиация России»

В начале сентября-2022 во Владивостоке прошёл VII Восточный экономический форум, в ходе которого 7 сентября ОАК и «Аэрофлот» подписали соглашение о намерениях приобрести 339 самолётов. Первые твёрдые контракты планируется заключить уже до конца текущего года. Соглашением предусматривается, что из этих 339 воздушных судов, 210 составят лайнеры МС-21, которые до 2030 года должны быть поставлены Группе «Аэрофлот» на условиях лизинга. Первые шесть машин планируется начать передавать в авиакомпанию «Россия» с 2024 года.

Перед началом работы ВЭФ-2022 Минпромторг России предложил увеличить в 2022 году бюджетное финансирование более чем на 5 млрд рублей для расширения производственных мощностей по выпуску самолётов МС-21 и SSJ100. Об этом говорится в перечне предложений главных распорядителей средств федерального бюджета по внесению изменений в сводную бюджетную роспись на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

«Предложение по увеличению бюджетных ассигнований в 2022 году – 5 139 600 000 рублей. Наименование мероприятия – субсидии в виде имущественного взноса РФ в государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", в том числе для осуществления последующего взноса в уставный капитал публичного акционерного общества "Объединённая авиастроительная корпорация" в целях реализации проектов гражданского авиастроения», – говорится в документе. Средства направят на «расширение производственных мощностей по выпуску МС-21 и SSJ100 в рамках проекта гражданского авиастроения».

* * *

12 сентября премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами сообщил, что в текущем году Правительство РФ направит 15 млрд рублей на расширение производства самолётов МС-21.

* * *

В подмосковной Балашихе запустили в эксплуатацию производственный корпус авиационной корпорации «Рубин» по выпуску композиционных изделий для отечественных гражданских самолётов, в том числе МС-21 и SSJ-New. Инвестиции в создание нового производства составили 1 млрд рублей, из которых 661 млн рублей в виде льготного займа предоставил Фонд развития промышленности. Здесь будут выпускать изделия из углеродных композиционных материалов для взлётно-посадочных устройств к магистральным гражданским самолётам.

Завод поставляет композитные тормоза, подшипники и уплотнения для гидроагрегатов к самолётам ОКБ Туполева, Илюшина и Яковлева. На новом оборудовании предприятие приступило к выпуску композитных тормозов для самолётов МС-21 и SSJ-New, в сборке которых ранее применялись зарубежные аналоги.

* * *

На Иркутском авиазаводе специалисты СибНИА провели частотные испытания МС-21 с бортовым номером 73361 (з/н МС.0013). В ходе испытаний определялись собственные частоты, формы и декременты колебаний агрегатов планера самолёта. Исследования были необходимы для корректировки математических моделей, используемых в расчётах для подтверждения безопасности самолёта МС-21 от явлений аэроупругой неустойчивости. Полученные материалы будут использованы для формирования комплекта доказательной документации по одобрению Главного изменения к сертификату типа самолёта МС-21 с крылом из отечественных композиционных материалов.

* * *

Завершена ремоторизация борта 73051 под двигатели ПД-14. Теперь это версия МС-21-310. Помимо двигателей на российскую была заменена импортная бортовая кабельная сеть, установлены новые пилоны, обновлено программное обеспечение, поскольку под другие двигатели требуется другое ПО всех взаимодействующих с ними систем. Также был усовершенствован обтекатель, в завершение выполнена опрессовка фюзеляжа и проведены испытания на герметичность.

В октябре, после окончания приёмки лайнера с участием специалистов ЛИиДК ОКБ им. С.А. Яковлева, самолёт выполнит несколько контрольных полётов и затем перелетит в Жуковский, где присоединится к сертификационным испытаниям для получения Главного изменения типовой конструкции – замена двигателей PW1400G на двигатели ПД-14.

К концу сентября опытный самолёт МС-21-310 б/н 73055 выполнил более 140 полётов. По словам заместителя генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские Моторы» Александра Иноземцева, распланированы 130 зачётных полётов, из которых на сегодняшний день отлетали уже 70. Ещё 80 полётов будут выполнены на втором самолёте.

Также он сообщил, что принято решение о ремоторизации третьего самолёта. В 2023 году «ОДК-Пермские Моторы» изготовят для него два двигателя ПД-14, и до конца года будут летать уже три самолёта МС-21-310

В 2022 году бывшие партнёры поставили ОАК перед необходимостью практически полностью заменить на двух типах отечественных самолётов иностранные агрегаты и самолётные системы. При этом «Суперджет» (RRJ-95B и RRJ-95LR-100) строится серийно и уже более десяти лет выполняет коммерческие перевозки. МС-21 в 2021 году был готов, чтобы начать возить пассажиров. В ОАК говорили тогда, что с осени 2022 года самолёт начнёт эксплуатироваться в авиакомпании «Россия». Однако теперь оба типа: и SSJ100, и МС-21 стоят перед фактом полного запрета на поставку иностранных комплектующих, которые сейчас меняются на российские. Отсюда и необходимость иметь три самолёта МС-21-310, на которых проходит и будет проходить сертификация.

Чтобы снизить стоимость сертификационных испытаний, изменения вносятся постепенно, как дополнения. Два главных изменения типовой конструкции – это двигатели ПД-14 и крыло из российских композитов. Но кроме этих элементов, для безопасности необходимо проверить работу всех заменённых систем, а делать «всё сразу» практически невозможно из-за высокой стоимости и значительной продолжительности работ. Поэтому каждый опытный борт будет «трудиться» над конкретным разделом программы полётов на сертификацию.

С середины сентября снизилась интенсивность полётов опытного самолёта б/н 73055, выполнено 13 полётов общей продолжительностью 48 часов 23 минуты. В Жуковском это объяснили тем, что погода часто не соответствует условиям сертификации: температурная инверсия, осадки, туманы, порывистый ветер.

В тоже время два полёта выполнил борт 73054. Как пояснили в ОКБ им. А.С. Яковлева, самолёт летает по устранению замечаний при сертификации. Кроме того, специалисты ЛИиДК готовят необходимые доказательные документы к расширению сертификата типа на машины с ПД-14.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...