В начале сентября-2022 во Владивостоке прошёл VII Восточный экономический форум, в ходе которого 7 сентября ОАК и «Аэрофлот» подписали соглашение о намерениях приобрести 339 самолётов. Первые твёрдые контракты планируется заключить уже до конца текущего года. Соглашением предусматривается, что из этих 339 воздушных судов, 210 составят лайнеры МС-21, которые до 2030 года должны быть поставлены Группе «Аэрофлот» на условиях лизинга. Первые шесть машин планируется начать передавать в авиакомпанию «Россия» с 2024 года.
Перед началом работы ВЭФ-2022 Минпромторг России предложил увеличить в 2022 году бюджетное финансирование более чем на 5 млрд рублей для расширения производственных мощностей по выпуску самолётов МС-21 и SSJ100. Об этом говорится в перечне предложений главных распорядителей средств федерального бюджета по внесению изменений в сводную бюджетную роспись на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
«Предложение по увеличению бюджетных ассигнований в 2022 году – 5 139 600 000 рублей. Наименование мероприятия – субсидии в виде имущественного взноса РФ в государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", в том числе для осуществления последующего взноса в уставный капитал публичного акционерного общества "Объединённая авиастроительная корпорация" в целях реализации проектов гражданского авиастроения», – говорится в документе. Средства направят на «расширение производственных мощностей по выпуску МС-21 и SSJ100 в рамках проекта гражданского авиастроения».
* * *
12 сентября премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами
* * *
В подмосковной Балашихе запустили в эксплуатацию производственный корпус авиационной корпорации «Рубин» по выпуску композиционных изделий для отечественных гражданских самолётов, в том числе МС-21 и SSJ-New. Инвестиции в создание нового производства составили 1 млрд рублей, из которых 661 млн рублей в виде льготного займа предоставил Фонд развития промышленности. Здесь будут выпускать изделия из углеродных композиционных материалов для взлётно-посадочных устройств к магистральным гражданским самолётам.
Завод поставляет композитные тормоза, подшипники и уплотнения для гидроагрегатов к самолётам ОКБ Туполева, Илюшина и Яковлева. На новом оборудовании предприятие приступило к выпуску композитных тормозов для самолётов МС-21 и SSJ-New, в сборке которых ранее применялись зарубежные аналоги.
* * *
На Иркутском авиазаводе специалисты СибНИА провели частотные испытания МС-21 с бортовым номером 73361 (з/н МС.0013). В ходе испытаний определялись собственные частоты, формы и декременты колебаний агрегатов планера самолёта. Исследования были необходимы для корректировки математических моделей, используемых в расчётах для подтверждения безопасности самолёта МС-21 от явлений аэроупругой неустойчивости. Полученные материалы будут использованы для формирования комплекта доказательной документации по одобрению Главного изменения к сертификату типа самолёта МС-21 с крылом из отечественных композиционных материалов.
* * *
Завершена ремоторизация борта 73051 под двигатели ПД-14. Теперь это версия МС-21-310. Помимо двигателей на российскую была заменена импортная бортовая кабельная сеть, установлены новые пилоны, обновлено программное обеспечение, поскольку под другие двигатели требуется другое ПО всех взаимодействующих с ними систем. Также был усовершенствован обтекатель, в завершение выполнена опрессовка фюзеляжа и проведены испытания на герметичность.
В октябре, после окончания приёмки лайнера с участием специалистов ЛИиДК ОКБ им. С.А. Яковлева, самолёт выполнит несколько контрольных полётов и затем перелетит в Жуковский, где присоединится к сертификационным испытаниям для получения Главного изменения типовой конструкции – замена двигателей PW1400G на двигатели ПД-14.
К концу сентября опытный самолёт МС-21-310 б/н 73055 выполнил более 140 полётов. По словам заместителя генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские Моторы» Александра Иноземцева,
Также он
В 2022 году бывшие партнёры поставили ОАК перед необходимостью практически полностью заменить на двух типах отечественных самолётов иностранные агрегаты и самолётные системы. При этом «Суперджет» (RRJ-95B и RRJ-95LR-100) строится серийно и уже более десяти лет выполняет коммерческие перевозки. МС-21 в 2021 году был готов, чтобы начать возить пассажиров. В ОАК говорили тогда, что с осени 2022 года самолёт начнёт эксплуатироваться в авиакомпании «Россия». Однако теперь оба типа: и SSJ100, и МС-21 стоят перед фактом полного запрета на поставку иностранных комплектующих, которые сейчас меняются на российские. Отсюда и необходимость иметь три самолёта МС-21-310, на которых проходит и будет проходить сертификация.
Чтобы снизить стоимость сертификационных испытаний, изменения вносятся постепенно, как дополнения. Два главных изменения типовой конструкции – это двигатели ПД-14 и крыло из российских композитов. Но кроме этих элементов, для безопасности необходимо проверить работу всех заменённых систем, а делать «всё сразу» практически невозможно из-за высокой стоимости и значительной продолжительности работ. Поэтому каждый опытный борт будет «трудиться» над конкретным разделом программы полётов на сертификацию.
С середины сентября снизилась интенсивность полётов опытного самолёта б/н 73055, выполнено 13 полётов общей продолжительностью 48 часов 23 минуты. В Жуковском это объяснили тем, что погода часто не соответствует условиям сертификации: температурная инверсия, осадки, туманы, порывистый ветер.
В тоже время два полёта выполнил борт 73054. Как пояснили в ОКБ им. А.С. Яковлева, самолёт летает по устранению замечаний при сертификации. Кроме того, специалисты ЛИиДК готовят необходимые доказательные документы к расширению сертификата типа на машины с ПД-14.