МС-21 – дайджест за май-2025

Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

Опытный самолёт МС-21-310 Борт 73055 (МС.0012) 7 мая 2025 года выполнил перелёт из Иркутска в Жуковский. Это самолёт с частично импортозамещённым оборудованием, на нём установлены двигатели ПД-14, полностью заменена система электроснабжения, также полностью отечественные ИРС (инерциальная референсная система), ВСУ (ТА-18-200), частично заменены агрегаты системы воздухообеспечения СКВ/САРД (клапаны, воздуховоды), пульты в кабине пилотов, все электрические насосные станции в гидросистемах. После двух доводочных полётов в начале мая в Иркутске, самолёт, спустя год и десять месяцев, вернулся на аэродром Раменское, где с 29 мая возобновил испытательные полёты.

«На самолёте происходит цикл отработки отечественной системы электроснабжения, которая на самолёте была заменена. До конца мая у нас ожидается продолжение программы лётных испытаний, то есть этот самолёт снова поднимется в воздух, будет выполнять испытательные полёты», – отметил начальник отделения лётных испытаний по программе МС-21 Павел Сокут.

По его словам, наземные отработки являются такой же неотъемлемой частью сертификации самолёта, как и лётные испытания. В программе сертификации есть раздел по наземным испытаниям такой же большой, как раздел лётных. Занимается этими работами один и тот же коллектив людей, потому что ряд оценок необходимо произвести и продемонстрировать экспертам сертификационных центров именно на земле до выхода в полёт, а по ряду оценок демонстрация на земле является именно критичным с точки зрения сертификации случаем.

«До того, как мы выходим на цикл сертификационных испытаний, обязательно проводится цикл заводских доводочных испытаний, как лётных, так и наземных. В ходе которых мы сами убеждаемся, что самолёт готов к предъявлению на сертификацию, готов к тому, чтобы продемонстрировать его экспертам сертификационных центров, экспертам авиарегистра. Если в процессе заводских испытаний выявляется необходимость проведения каких-то доработок, то оперативно выпускается конструкторская документация и прямо здесь силами смежников и заводской бригады эти доработки на самолёте реализуются», – рассказал Павел Сокут.

* * *

Авиакомпания «Уральские авиалинии» проявляет интерес к закупке МС-21, однако пока не имеет контрактов из-за отсутствия окончательных лётно-технических характеристик самолёта. Обсуждение перспектив заключения контракта на поставку перевозчику новых отечественных машин состоялось 28 мая с участием главы Росавиации Дмитрия Ядрова и гендиректора авиакомпании Кирилла Скуратова. В настоящее время парк «Уральских авиалиний» состоит из самолётов A319, A320, A321.

Интерес к МС-21 связан с желанием диверсифицировать парк и снизить зависимость от зарубежных производителей. Однако неготовность самолёта к коммерческим перевозкам и отсутствие сертификации версии МС-21-310 тормозит принятие решений. Аналогичная ситуация наблюдается у других российских авиакомпаний.

* * *

Алтайский шинный комбинат совместно с ООО «ЯШЗ Авиа» завершили квалификационные испытания бескамерных радиальных шин для МС-21-310 и Superjet 100. Шины соответствуют требованиям ПАО «Яковлев». Предварительные испытания в Китае в 2023 году позволили внести корректировки в конструкторскую документацию. Испытания шин передней стойки прошли в октябре-ноябре 2024, основных стоек – в декабре 2024 и марте 2025 года, что обеспечило успешное прохождение квалификации с первого раза.

Сейчас готовится сертификация на три типоразмера шин, а также ведётся разработка шины для передней опоры Superjet 100 с планом выпуска первого образца до конца 2025 года. Создание отечественных авиационных шин снижает риски сбоев поставок в условиях санкций и повышает уровень импортозамещения в авиационной отрасли. Это важный шаг к обеспечению технологической независимости в производстве комплектующих.

* * *

Ульяновский филиал АО «Аэрокомпозит» получил финансирование в размере 1,78 млрд рублей на модернизацию производства. Средства пойдут на закупку 11 единиц современного оборудования, включая пятикоординатные фрезерные центры для обработки заготовок из титановых и алюминиевых сплавов. Производство ориентировано на изготовление металлических деталей композитных консолей крыла МС-21. Оборудование обеспечит повышение точности и темпа выпуска компонентов.

Модернизация связана с программой технического перевооружения и развитием авиационной отрасли до 2030 года. АО «Аэрокомпозит» изготавливает силовые компоненты из полимерных композиционных материалов и играет ключевую роль в производстве крыла МС-21.

* * *

Заместитель гендиректора ПАО «Яковлев» Анатолий Гайданский сообщил, что для завершения сертификации МС-21 двум опытным самолётам 73055 и 73057 потребуется выполнить около 220-230 полётов. Планируется завершить работы к концу лета 2026 года и осенью начать поставки авиакомпаниям.

В мае 2025 года опытные самолёты МС-21 б/н 73054 и 73055 выполнили шесть полётов в рамках заводских доводочных и сертификационных испытаний общей продолжительностью 21 час 37 минут.

29 мая борт 73055 взлетел с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова в Раменском и перед уходом в зону испытательных полётов (Сасово – Зубова Поляна – Торбеево) экипаж попрощался с заслуженным лётчиком-испытателем Российской Федерации Сергеем Тресвятским, пройдя над Быковским мемориальным кладбищем.

28 мая борт 73054 выполнил полёт из Раменского в Татарстан, где в течение более часа на небольшой высоте сделал несколько кругов над Казанью и затем вернулся обратно в Подмосковье. Полёт выполнялся на оценку отечественного ответчика и другого радиосвязного оборудования.

Ответчик (транспондер) – устройство автоматической передачи данных о воздушном судне: идентификатор, высота, скорость, курс, в ответ на запросы радаров и других самолётов. Предназначен для обеспечения безопасности воздушного движения.

В полёте оценивалась корректность передачи данных транспондером, совместимость с наземными системами, качество радиосвязи с диспетчерскими службами, надёжность работы систем в реальных условиях и соответствие параметров стандартам по шуму и электромагнитной совместимости. Такие полёты являются частью программы сертификации МС-21 с российскими комплектующими.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (14 оценок, среднее: 4,93 из 5)
Загрузка...