МиГ-8 «Утка» – советский самолёт, не боящийся штопора

Фото из книги Р. А. Беляков, Ж. Мармен «Самолёты МИГ 1939-1995 г.г.», АВИКО ПРЕСС, 1996 г.

В феврале 1945 г. в ОКБ-155 была начата работа над экспериментальным самолётом МиГ-8. В пояснительной записке к аванпроекту конструкторы А.И. Микоян и М.И. Гуревич обосновали постройку этой машины следующим образом: «Самолёт типа "утка" спроектирован и построен нами как экспериментальный с целью проверки устойчивости и управляемости машин данной схемы в воздухе и проверки работы крыла с большой стреловидностью...»

Самолёт схемы «утка» имеет горизонтальное оперение впереди, а крыло сзади. Продувки модели в аэродинамической трубе Т-102 ЦАГИ позволяли получить максимальную скорость 240 км/ч.

МиГ-8 представлял собой подкосный высокоплан с неубирающимся шасси с носовым колесом, это была первая носовая стойка на самолётах ОКБ. Высокое расположение крыла и размещение двигателя в хвостовой части фюзеляжа обеспечивали пилоту отличный обзор вперед и в стороны. Носовая часть фюзеляжа заканчивается балкой, на которой установили горизонтальное оперение. Хвостовая часть фюзеляжа переходила в моторный отсек, который заканчивался коком винта. Двигатель М-11Ф мощностью 110 л.с. с двухлопастным деревянным толкающим винтом диаметром 2,35 м полностью закапотирован, кроме пяти головок цилиндров. Топливо размещалось в двух бензобаках, установленных в корневых частях крыла по одному с каждой стороны. Деревянное крыло с полотняной обшивкой имело стреловидность 20°.

Первый полёт самолёт МиГ-8 совершил 13 августа 1945 г., пилотировал машину лётчик-испытатель Александр Жуков.

На первом этапе лётных испытаний проверялись устойчивость и управляемость самолёта. Для обеспечения большей надёжности на самолёте были установлены концевые предкрылки с постоянной щелью. По рекомендации ЦАГИ для приведения в соответствие путевой и поперечной устойчивости крылу придали обратное поперечное V в 1°, а концевые шайбы развернули на 10° верхними концами внутрь крыла. Затем на заводе кили переставили на середину крыла. 21 февраля 1946 г. доработанный самолёт совершил первый полёт.

На втором этапе испытаний изучались штопорные характеристики самолёта. В процессе испытаний крыло вновь подвергли доработке: были установлены законцовки крыла с большим отрицательным углом поперечного V и сняты предкрылки. Опасения в отношении штопорных свойств самолёта не подтвердились. Самолёт входил в преднамеренный штопор неохотно и, после того как лётчик бросал управление, «выскакивал» из него «как пробка из воды».

Программа испытаний была полностью выполнена в мае 1946 г. ОКБ, учитывая хорошие лётные данные, предприняло попытку предложить этот самолёт «Аэрофлоту», однако ничего не получилось.

Самолёт МиГ-8 использовался в качестве связного и транспортного самолёта ОКБ. За все время его эксплуатации не было ни одной аварии или предпосылки к лётному происшествию.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...